Recipe.Ru

Общие тенденции развития рынка церебропротекторов в РФ

Общие тенденции развития рынка церебропротекторов в РФ

На рынке церебропротекторов программа ДЛО в 2005 г., в отличие от общей тенденции, привела к укреплению позиций российских компаний.

К церебропротекторам относятся препараты, оказывающие прямое защитное действие на нейрональные структуры мозга и применяемые при острых и хронических формах нарушения мозгового кровообращения. Общий с церебропротекторами рынок имеют также церебральные вазодилататоры, что предполагает их совместное рассмотрение. Несмотря на то, что целый ряд церебропротекторов получил широкое применение не только при нарушении мозгового кровообращения, но и по другим показаниям, все их продажи условно были отнесены к рассматриваемому рынку.

Анализ продаж в сопоставимых натуральных показателях свидетельствует о том, что рынок церебропротекторов в течение нескольких последних лет мало менялся, за исключением 2005 г., когда в связи с началом реализации программы ДЛО он вырос на 19%. В стоимостных показателях рынок, напротив, активно увеличивался на протяжении всех рассматриваемых лет. В 2005 г. по отношению к «базовым» показателям динамики он дополнительно, за счет ДЛО, вырос на 42,4%, и общие темпы его роста составили +72%.

 

 

Общие поставки по ДЛО в 2005 г. исчислялись 87 млн. долл. в ценах регистрации. Лидерами по стоимостным объемам продаж стали Церебролизин (Ebewe), Кавинтон (Gedeon Richter) и Актовегин (Nycomed), на долю которых в общей сложности пришлось 54% всех поставок. Наиболее значительные продажи среди российских продуктов имели Мексидол и Фенотропил («Отечественные лекарства») (соответственно, 8,9 и 7,5%). В первую десятку, составляющую 96% всех поставок по ДЛО, вошли также российские дженериковые версии Винпоцетина и Пирацетама.

По итогам 2005 г. сектор ДЛО в структуре рынка церебропротекторов составил 25%, что привело к существенному сокращению доли коммерческих аптечных продаж (с 81 до 56%). Госпитальный сектор, напротив, несколько увеличил свою долю (с 18,5 до 19%), т.к. развивался более высокими темпами, чем весь рынок (даже с учетом ДЛО).

Программа ДЛО не внесла заметных корректив в установившиеся тенденции изменения структуры рынка в разрезе фармакотерапевтических групп и групп лекарственных форм. В частности, продолжилось наблюдаемое ранее сокращение позиций церебральных вазодилататоров и активный рост сегмента препаратов с антигипоксической активностью, а также рост доли инъекционных препаратов и сокращение – пероральных. Благодаря программе ДЛО в 2005 г. в структуре рынка в стоимостном выражении произошло заметное увеличение доли российских препаратов (с 21 до 25%), в то время как в предыдущие годы наблюдалось ее постепенное сокращение.

По итогам 2005 г. инъекционные препараты обогнали пероральные по объему стоимостных продаж (52% к 48% в общей структуре). Лидирующие позиции среди инъекций занимает Актовегин, чьи продажи в 2005 г. с учетом ДЛО выросли на 92%.

 

 

На втором месте – Церебролизин (+146%), на третьем – Мексидол (+191%). Инъекции Кавинтона занимают только пятую позицию, причем рынок этого препарата в 2005 г. не развивался. Рекордно высокие темпы роста продаж (в 15 раз) среди всех церебропротекторов продемонстрировал Цитофлавин (НТФФ «Полисан»), поднявшийся в 2005 г. с 22-го на 15-е место в рейтинге инъекций. Это оригинальный комплексный препарат, включающий в том числе янтарную кислоту и обладающий антигипоксической и антиоксидантной активностью.

Пероральный Кавинтон, в отличие от инъекционного, является лидером в своем сегменте.

 

 

В 2005 г. с учетом программы ДЛО продажи этого препарата увеличились на 76%, в результате чего его доля расширилась до 21%, а вместе с Кавинтоном форте (+242%) – до 25%. Если в секторе инъекций программа ДЛО только усилила позиции тех препаратов, которые и так занимают лидирующие места, то в сегменте пероральных форм она привела к заметным структурным перестройкам. Из числа российских препаратов значительного улучшения позиций добились Фенотропил и Мексидол, причем первый стал лидером по темпам роста продаж (почти в 10 раз) среди пероральных препаратов.

В 2005 г. по сравнению с 2004 г. средневзвешенные цены на рынке церебропротекторов без учета ДЛО выросли в 1,31 раза.

 

 

Основной вклад в этот процесс был обеспечен структурными сдвигами в пользу относительно дорогостоящей продукции (ИСС 1,20), в то время как рост цен как таковой был менее выраженным (ИЦ 1,09). Программа ДЛО вызвала существенное увеличение средневзвешенных цен (ИСвЦ 1,44) по отношению к «базовому» уровню (без ДЛО). При этом наблюдалась более умеренная ценовая динамика в чистом виде (ИЦ 1,07) при значительном увеличении в структуре продаж относительно дорогостоящей продукции (ИСС 1,35). Аналогичным образом программа ДЛО повлияла также и на развитие сегментов инъекционных и пероральных препаратов. В сегменте инъекций наблюдался более выраженный рост цен (и средневзвешенных, и в чистом виде), в то время как сегмент оральных препаратов отличался более выраженными структурными сдвигами.

Таким образом, программа ДЛО оказала значительное влияние на рынок церебропротекторов, которое выразилось в возобновлении роста его натуральных объемов, замедлении ценовой динамики, выраженных структурных сдвигах в сторону относительно дорогостоящей продукции, в росте доли отечественной продукции. В то же время неизменным остался ряд ранее наблюдаемых тенденций, связанных с более высокими темпами роста продаж инъекционных препаратов по сравнению с пероральными, относительным сокращением позиций церебральных вазодилататоров, быстрым расширением позиций новых отечественных разработок (Мексидола, Фенотропила, Цитофлавина и др.).

Источник: журнал "Ремедиум" №4 2007.

Exit mobile version