Vademecum предлагает читателям наиболее яркие цитаты участников дискуссий, прошедших 3 декабря в ЦВК «Экспоцентр» на площадке Международного научно-практического форума «Российская неделя здравоохранения».
ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «РОССИЯ КАК ЭПИЦЕНТР МЕДИЦИНСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
Сергей Муравьев, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава РФ: «Прошел первый год, мы должны представить отчет и докладывать о результатах. Ставились задачи по привлечению 564 тысяч иностранных пациентов и по объему оказания услуг – в $470 млн. На сегодняшний день наиболее востребованные профили – кардиология, офтальмология, детское здоровье, родовспоможение, гинекология, эндокринология, стоматология, ортопедия, эстетическая медицина и реабилитация. За первую половину 2019 года, по нашим данным, удалось привлечь около 530 тысяч иностранных пациентов, стоимостный объем услуг – $230 млн. Мы близки к контрольным цифрам, тенденция очень хорошая, и та работа, которая шла в течение года, показывает, что потенциал большой, российская медицина востребована. Мы на международной арене лидеры по борьбе с неинфекционными заболеваниями, туберкулезом, и чисто в практическом понимании наша работа в глобальном здравоохранении – тот рычаг, который позволяет привлечь достаточное количество иностранных пациентов. Мы надеемся, что этот рост будет увеличиваться, будет идти популяризация ведущих врачей, наших технологий, и мы с большой надеждой смотрим в будущее.
Николай Дайхес, первый заместитель председателя Комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной палаты РФ: «Для нашей страны это большая геополитическая задача, и мы вместе работаем над ее выполнением. Да, у нас есть проблемы, и они всем известны – это визовый режим, въезд, страхование, вопросы, связанные с сервисом и ассистант-услугами. Многие из этих проблем носят внутренний, локальный характер, но когда есть воля президента, министра, правительства, мы решим эти проблемы с участием МИДа, различных структур. Главное, мы очень сильно отстаем в информированности мира, наших коллег и в первую очередь пациентов в разных точках мира. Не все в мире знают об уровне нашего здравоохранения. Еще одна проблема – если вы приедете в любую другую страну мира, там расскажут: у нас работает французский госпиталь, американский госпиталь. У нас, к сожалению, таких структур нет. У нас был единственный госпиталь в Аддис-Абебе. История с этим госпиталем закончилась очень печально. Российские госпитали в мире должны быть – это продвижение бренда нашей страны, это обучение кадров на месте. И Вероника Игоревна Скворцова поддержала эту инициативу – собрать всех выпускников наших медвузов, их тысячи по всему миру. Это люди, которые помнят альма-матер и готовы помочь в развитии имиджа нашей медицины за рубежом. Нам нужно строить сеть наших центров, чтобы быть представленными в глобальной медицине. Нам нужно переводить сайты на другие языки, завоевывать YouTube – это очень перспективный путь. Я не буду комментировать действия наших федеральных телеканалов, но я считаю, что они тоже должны подключиться. Должна быть сформирована государственная политика в продвижении нашего здравоохранения в мире».
Олег Салагай, заместитель министра здравоохранения РФ: «Проект по экспорту медуслуг – это не только проект по механистическому увеличению принимаемых иностранцев. Это проект, который сопровождается внедрением очень серьезных требований по качеству, опирающихся на международные стандарты. Многие медучреждения уже соответствуют, многие в процессе. В проекте участвует внушительное количество федеральныъ учреждений. В числе наиболее востребованных профилей – кардиология, неврология, стоматология, травматология, офтальмология, детская медицина и так далее. Я вижу в зале многих руководителей федеральных учреждений, которые участвуют в этом проекте. В проекте участвует 71 регион нашей страны, и это очень важно. Часто звучит вопрос: что дает проект по экспорту медуслуг российским гражданам? Это высокие стандарты, к которому эти учреждения приводятся. И все это используется для помощи российским гражданам. В 2018 году у нас получили лечение 300 тысяч иностранцев, за первое полугодие 2019-го – уже 530 тысяч. Это совершенно другая готовность иностранных граждан к получению медпомощи в нашей стране. Да, нам придется решать непростые задачи – это стандартизация, миграционный учет, статистический учет и отчетность, визовая поддержка. Эти вопросы сегодня специалистами проектного офиса решаются. Я очень рад, что сегодня здесь собрался полный зал специалистов, готовых обсуждать эту тему. Отдельное спасибо Vademecum за то, что собрали конференцию. Желаю всем интересной дискуссии».
Владимир Уйба, руководитель ФМБА России: «В 2017 году президент Владимир Путин поставил задачу в четыре раза увеличить объем экспорта медуслуг. Направление стало приоритетным в развитии госздравоохранения, стало одним из восьми подпроектов. В 2024 году экспорт медуслуг должен достичь $1 млрд, что должно стать особым стимулом. Один из наиболее востребованных профилей – онкология, одно из знаковых направлений развития – ядерная медицина. В числе центров, оказывающих такие услуги и приступивших к работе в 2019 году, – это Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии ФМБА. Я всех туда приглашаю, ибо не увидеть этот центр – это все равно что не побывать в Париже. С 20 сентября 2019 года центр уже работает с пациентами, 40 человек с первичными и вторичными злокачественными новообразованиями прошли отбор по протоколам клинической апробации и сегодня получают лечение. Мощность протонного центра – 1 200 человек в год, общая мощность – более 20 тысяч пациентов в год. Наш центр уже вызывает интерес граждан стран СНГ, наши коллеги заключают потенциальные договоры на лечение пациентов из Индии и стран Африки. По соотношению «цена – качество» мы выигрываем у своих партнеров из Германии, Чехии, Швейцарии и США. Мы наращиваем трансферт российских технологий за рубеж – это проект «Мечников», реализованный нашим санкт-петербургским Институтом вакцин и сывороток и получивший самую высокую оценку Минздрава. Вероника Игоревна следила за этим проектом лично, с самого начала до выпуска вакцин и сывороток. Рынки стран Латинской Америки, безусловно, привлекательны. Дефицит вакцин там, например, против гриппа – более 100 млн доз в год. Наше предприятие – самое современное в мире, мы выпускаем 30 млн доз вакцин против гриппа в год. Проект закончен, в апреле 2019 года мы начали впервые в истории выпускать вакцину за рубежом. Это уникальная возможность для популяризации наших препаратов и повышения представленности в Латинской Америке».
Сергей Алексеев, первый заместитель начальника Центральной дирекции здравоохранения – филиала ОАО «РЖД»: «Поскольку мы являемся крупнейшей частной медорганизацией, которая располагается сразу в 71 регионе, включая пограничные, мы понимаем, что дополнительный поток пациентов из-за рубежа может оказаться существенным. На данном этапе развития нашей сети очень важным является систематизация опыта привлечения пациентов. Мы уже сейчас понимаем, какие конкретные шаги нам нужно предпринять, чтобы увеличить пациентопоток. Мы перевозим 1,5 млрд пассажиров, из которых 110 млн – дальнего следования, а это и Китай, и Финляндия, и Европа. За первое полугодие 2019 года общее число обслуживаемых у нас иностранных пациентов выросло на 43%, на 18% выросла доля экспорта в выручке. В обслуживании иностранцев задействованы дорожные клинические больницы, стационары в несколько сотен коек. Стоимость среднего чека у зарубежных пациентов не растет, нам нужно проводить грамотную политику и выбирать те направления, которые наиболее интересны для пациентов, проводить исследования, чтобы четко понимать, где мы можем конкурировать по цене. Страны-доноры – это СНГ, большая часть – Казахстан, на втором месте Киргизия, затем Таджикистан. Страны дальнего зарубежья – меньше 8%. Мы понимаем, что это не медицинский туризм в чистом виде, это не спланированные поездки, просто пациент здесь оказался, когда у него что-то случилось. Мы это осознаем, но рассматриваем как точку роста. Сегодня мы планируем подписать трехстороннее соглашение с Минздравом и Национальным советом медицинского туризма, способное придать дополнительный импульс нашему развитию в области экспорта медуслуг».
Ильдар Хайруллин, генеральный директор Фонда Международного медицинского кластера: «Мы проанализировали рынок в Москве. Здесь нет цифр по России и нет стран СНГ. В 2019 году ожидается около 1 млн 400 тысяч пациентов. Ожидается рост – скорее всего, не за счет среднего чека, а за счет количества медуслуг. Сегодня мы имеем три базовых элемента: пациентопоток, сама медицинская организация и, наконец, инвестирование и наращивание финансового потока, чтобы развивать эту систему. Какие факторы влияют на то, что пациент становится лояльным к медорганизации? Это профессионализм и технологии, а фактор цены занимает лишь почетное пятое место. Пациент в первую очередь оценивает технологии и персонал, который здесь работает. И это очень важно. Какие здесь ключевые компетенции? Необходимо создать систему качества и безопасности медпомощи. Затем сервис медуслуг, подбор клиентоориентированного персонала. Этому всему надо учить. Это управление ожиданиями, формирование ожиданий и удовлетворение ожиданий – явных и скрытых».
Елена Устинова, директор Департамента социальных услуг АО «Почта России»: «Мы обеспечиваем как жителей, так и иностранных граждан большим количеством услуг. «Почта России» может прийти на помощь, достучаться до конкретного клиента с теми услугами, которые востребованы. Через нас проходит огромный мигрантский поток, который взаимодействует с органами исполнительной власти, госорганами. Мы готовы обеспечивать шаг «номер ноль», готовы информировать граждан иностранных государств о тех медуслугах, которые есть в нашей стране».
СЕССИЯ «СИЛЫ ПРИТЯЖЕНИЯ. ЧТО В РОССИЙСКИХ КЛИНИКАХ ПРИВЛЕКАЕТ ИНОСТРАНЦЕВ»
Эрнст Мулдашев, президент ФГБУ «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии» Минздрава РФ: «Несмотря на то что географически Уфа расположена не очень удачно, 100% регионов России у нас лечится каждый год. Около 700 клиник применяют аллопланты – наши разработки. У нас лечатся пациенты из 89 стран мира, при этом никакой рекламы не делается. Всего-навсего человеческая молва: русские делают то, что больше никто делать не может. Недаром существует присказка: «Желудок надо оперировать в Германии, сердце – в США, а глаза – в России».
Наталья Мокрышева, и. о. директора НМИЦ эндокринологии: «Очень многих усилий требует создание и юридической, и клинической базы, потому что мы должны говорить на одном языке. И старт у нас совершенно разный. Мы должны научиться вести рекламные кампании. Мы сейчас госздравоохранение экстраполируем на область экспорта. У нас совершенно другая культура взаимодействия со страховщиками, если сравнивать с европейскими компаниями. Это дополнительная препона. Мы должны снять максимальное количество барьеров. Пациент по медицинской визе, например, не сможет выйти из медучреждения, а ему хочется приобщиться к культуре, посмотреть достопримечательности. Наши цены в два-три раза ниже европейских. У нас есть пациент из Норвегии, он должен ежегодно делать МРТ, он делает заявку у себя, а потом ждет очереди полтора года, потому что пройти там исследование платно – очень дорого. А в России – быстро и эффективно, его русская жена сюда возит».
Ольга Комарова, заместитель директора НМИЦ здоровья детей: «В среднем у нас 783 обращения из 35 стран, но в основном это наши страны-соседи. Около 75% пациентов проходили лечение в условиях стационара, остальные получали амбулаторную помощь – это педиатрия, неврология, аллергология, гастроэнтерология, ортопедия, дерматовенерология. У нас есть потенциальные возможности, которые будут помогать нам и могут быть интересны другим центрам. С точки зрения медицинских возможностей, помимо кадров, медоборудования, это семейный подход, например, для той же вакцинации можно прийти всей семьей – мы сделаем прививки и взрослым, и детям. Мы переводим информацию на сайте на английский, немецкий и французский языки. У нас есть две молельные комнаты разных конфессий. Мы понимаем, что это нужно и для пациентов, и для членов их семей. У нас обязательное условие поступления в аспирантуру и ординатуру – знание английского языка, кроме того, у нас есть штатные сотрудники, которые бесплатно повышают уровень владения иностранным языком».
Андрей Яременко, президент-элект Стоматологической ассоциации России: «Когда произошло радикальное переоснащение стоматологической практики в России, к нам поехали иностранцы. Едут со всего мира – это Азия, Америка, 90 из сотни опрошенных клиник оказывают помощь иностранным гражданам. Наши стоматологи очень быстро переобучаются и вполне конкурентоспособны на рынке. Что нужно, чтобы этот рынок работал? Нужны современные технологии. Это медикал-ассистанс. Это создание инфраструктуры для медицинских туристов. Это языковая среда и гостиничный комплекс. Но есть и проблемы. Нам нужны честные рейтинги клиник, чтобы иностранцам было на что ориентироваться. Хорошо, если у нас избыточность медицинской помощи, то мы эту дельту закроем иностранцами. А если у нас дефицит? А если у нас сейчас идет запись на май? Главное, чтобы услуги оказывались не в ущерб нашим согражданам».
Наталья Ляхова, главный врач Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25 г. Волгограда: «Когда мы готовились к ЧМ-2018 и изучали страны, из которых к нам приедут команды и болельщики, мы поняли, что у нас очень много жестикуляций, которые могут быть оскорбительны для наших гостей. Поэтому для себя решили, что у нас главный жест в клинике – улыбка. Кроме того, мы перевели все памятки, навигацию внутри клиники, общались с поступавшими в больницу пациентами на английском. Среди отзывов, которые после проведения ЧМ-2018 поступили в нашу клинику, многие из пациентов отмечали, что главным для них стало отсутствие языкового барьера. Мы есть во всех мировых соцсетях, где рассказываем о том, как иностранные граждане могут получить медпомощь в нашей больнице. Мы очень тесно работаем с диаспорами – это Азербайджан, Армения, и пациенты оттуда едут к нам».
Владимир Гаркавенко, директор по работе со страховыми компаниями и продажам АО «Медицина» – «Клиника академика Ройтберга»: «Мы очень плотно работаем с партнерами за рубежом – это ассистанс-компании, клиники в Германии и Израиле. Ближнее зарубежье у нас пока тоже занимает больше, чем страны дальнего зарубежья. Какими мы видим условия развития экспорта медуслуг? Это поддержка государства для повышения имиджа России: включение представителей клиник в те выставки, которые проводятся за рубежом, создание единой электронной площадки клиник, имеющих сертификацию, рейтинга российских клиник на международной арене. Это возмещение затрат на сертификацию по международным стандартам. Кроме того, необходимо внедрение в практику страхования ответственности врачей».
Мониш Арора, директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору в сфере здравоохранения PwC: «Медицинский туризм – это не только приезд к нам на лечение. Все-таки решение принимается на основании трех моментов. Качество – как услуг, так и оборудования. Бренд клиники – они должны знать, куда идут. И третье – это цена. Есть еще одно понятие: тренд, который развивается в Европе, – это трансграничное здравоохранение. Сейчас в Европе разрабатывается концепция, согласно которой пациент, например, из Польши смог бы получить лечение в Германии и вернуться обратно. А что происходит у нас? Я бы назвал наш псевдомедицинский туризм трансграничным здравоохранением: мы лечим наших ближайших соседей, страны СНГ. И мы их принимаем, потому что у них самих очень плохо».
Благодарим за внимание.
Vademecum