Recipe.Ru

Нутриентная поддержка как профилактика развития неинфекционных заболеваний

Нутриентная поддержка как профилактика развития неинфекционных заболеваний
нутриентная поддержка как профилактика развития неинфекционных заболеваний


Недостаточная физическая активность, нерациональное питание, дефицит питательных веществ и другие негативные факторы оказывают значительное влияние на вероятность развития неинфекционных заболеваний, на долю которых приходится 74% всех случаев смерти в мире.

Роль нутриентной поддержки в профилактике этой группы заболеваний, а также другие вопросы касающиеся поддержания здорового образа жизни, обсудили участники сессии «Дорога к суверенитету в фарме и здравоохранении», состоявшейся в рамках конференции ИД «Коммерсантъ».

Открыла обсуждение Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики». Она привела данные статистики, согласно которым 0,5% российского населения потребляют 25% ресурсов системы здравоохранения (не считая больных инфекционными заболеваниями), 1% населения — уже 35%, а 50% населения — 3% ресурсов. «Так называемые здоровые люди (условно здоровые) потребляют, действительно, очень мало ресурсов, поскольку не обращаются в систему здравоохранения, — констатировала эксперт. — Основная задача любой страны превратить эти 50% в 51%, 52%, 55% и так далее. Способы понятны, у нас есть стратегия развития здорового образа жизни». Между тем ее реализация — весьма непростая задача. Так, по словам эксперта, пять поколений живущих сегодня россиян различаются своими подходами к формированию правильного отношения к своему телу, к своему психическому, физическому, социальному, духовному и душевному здоровью. Лариса Попович также отметила, что в последнее время в мире все больше углубляется понимание здорового образа жизни. На сегодняшний день ученые выделяют порядка 120 элементов, относящихся к здоровому образу жизни. «И это уже не просто солнце, воздух и вода, а очень персонифицированные элементы, формирующие привычки и ценности, помогающие людям не стать пациентами», — подчеркнула эксперт.

Значительную роль в поддержании здорового образа жизни играет рациональное, насыщенное необходимыми микроэлементами, питание. На этом в т.ч. настаивает ВОЗ, отмечая, что во всем мире нездоровое и неполноценное питание, несбалансированное поступление в организм человека микроэлементов входят в число основных факторов риска развития тяжелых неинфекционных заболеваний — инфаркта, инсульта, некоторых видов рака и сахарного диабета.

Проблему недополучения важных микронутриентов с пищей жителями России затронула в своем выступлении Евгения Ших, директор Института профессионального образования, заведующая кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. По ее словам, население нашей страны в основном употребляет пищу, которая бедна витаминами, макро- и микронутриентами, что приводит к дефициту важных для организма микроэлементов, например железа. Россия относится к странам, где отмечается очень высокий уровень железодефицита, приближающийся к 40% в ряде регионов. Во многом это объясняется недостаточным потреблением говядины.

«С данной проблемой можно справиться исключительно путем применения биологически активных добавок, — считает Евгения Ших. — И делать это нужно до того, как сформировался дефицит железа». Не менее важна саплементация, восполняющая дефицит кальция, который приводит к остеопении и остеопорозу. В предгравидарной подготовке велика роль саплементации фолатами, позволяющей снизить риск рождения детей с пороками развития. Также доказано, что ежедневное увеличение потребления длинноцепочечных омега 3 жирных кислот женщинами в период беременности снижает риск преждевременных родов (до 37 недель) на 11%, риск преждевременных ранних родов (до 34 недель) — на 42%, риск рождения детей с низкой массой тела (менее 2500 г) на 10%, то есть гарантирует рождение здорового потомства.

«Только популяционные технологии дадут нам возможность повлиять на здоровье населения», — уверена Евгения Ших, подчеркнув особую роль саплементации, как стратегии профилактики. «Саплементация — разумное применение биологически активных добавок, не требующее от нас дорогой аппаратуры, высоких технологий, инвазивных методик и в то же время дающее возможность качественно улучшить здоровье населения», — констатировала эксперт.

Тему дефицита микронутриентов продолжил Юрий Зубарев, президент ассоциации «Евразийский совет индустрии специализированных пищевых продуктов», который подробно остановился на проблеме йододефицита, остро стоящей в России. Он отметил, что недостаток этого микроэлемента приводит к потере здоровья, к ранней смертности, к потере трудового ресурса. Дефицит йода у беременной женщины может весьма негативно сказаться на здоровье будущего ребенка, привести к развитию орфанных заболеваний.

Говоря о методах борьбы с йододефицитом, эксперт напомнил, что несколько лет назад Минздрав РФ принял решение о необходимости йодировать соль и о широком распространении этого продукта, тогда как ВОЗ заявила о том, что потребление соли нужно снижать. Сегодня сокращение потребления натрия — это общемировая тенденция, которой, по словам Юрия Зубарева, следует придерживаться и в нашей стране. «Исследования сохранности йода в соли зачастую не подтверждают информацию, указанную на упаковке у производителей, — сообщил эксперт. — В частности, сделанные нами замеры по разным производителям, показали, что за время от 3 до 6 месяцев в соли “теряется” необходимое организму количество йода. Кроме того, при неправильном использовании йодированная соль может изменить вкус пищевых продуктов».
Альтернативой йодированной соли являются лекарственные препараты йода и биодобавки с йодом. Так, например, одним из решений проблемы йододефицита может быть применение БАД Йодонорм. Этот микронутриент содержит йод, который включается в молекулу тирозина и в сочетании с ним оказывает прямое воздействие на щитовидную железу, устраняя йододефицит.

Елена Смирнова, заведующая лабораторией демографии и эпидемиологии питания ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», перечислила основные микронутриенты, потребление которых с пищей не достигает установленного уровня физиологической потребности. Так, порядка 90% населения не получает с пищей достаточного количества витамина А, 70% — витамина В1, 60% — витамина В2, 55-60% — витамина С, 50% — ниацина, а также кальция — 70-75%, магния — 60%, калия — 50%. Для 25-35% населения характерна сочетанная недостаточность витаминов в рационе, как правило, трех и более. Эксперт отдельно остановилась на витамине Д, отметив, что им обеспечено не больше четверти всех взрослых граждан, которые проживают на территории нашей страны. «То есть ситуация говорит о том, что подавляющее большинство населения недополучает микронутриенты, такие как витамины и минеральные вещества, — подчеркнула она. — Вопрос в том, как с этим бороться. Безусловно, применение биологически активных добавок, как средства компенсации дефицита микронутриентов в рационе, является одним из эффективных и быстрых путей достижения цели». По словам Елены Смирновой, Институт питания является идеологом программы саплементации населения биологически активными добавками. Но, с другой стороны, есть категории людей, которые не могут себе финансово позволить приобретать такие продукты, и рацион у них, как правило, достаточно однообразный. Если он и обеспечен овощами и фруктами, то в минимальных количествах. «Этих людей нужно простимулировать делать выбор в пользу продуктов, которые помогут нивелировать дефицит микронутриентов, сбалансировать рацион по микронутриентному составу, задуматься о профилактике заболеваний, связанных с недостатком витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, — считает эксперт. — И вот для этой уязвимой категории населения, наверное, необходимо разработать программы помощи, что было бы полезно и перспективно с точки зрения популяционной профилактики».

Хакан Эртюрк, генеральный̆ директор компании Solgar в России и странах СНГ, напомнил, что в 2019 и в 2020 гг. была опубликована общая глобальная программа ООН и ВОЗ по поводу улучшения качества жизни населения, доступности пищи, интеграции нутрициологии в традиционную медицину. При этом остается актуальным вопрос «Как сделать рациональное питание и нутрицевтики доступными для населения?».

По мнению главы Solgar в России и странах СНГ, для определенных групп населения было бы целесообразно включить прием нутрицевтиков в программы страхования, причем не только частные, но и государственные. «Это может принести очень серьезную пользу, учитывая масштабы проблемы недополучения микронутриентов с пищей, которое приводит к развитию различных патологий и оказывает значительную нагрузку на систему здравоохранения, — высказал уверенность эксперт. — Здесь нужен системный подход и необходимо именно государственное регулирование, поскольку на фоне роста численности населения увеличивается распространенность хронических заболеваний, требующих финансовой поддержки. В результате остается очень мало ресурсов и средств, которые направляются на финансирование инновационной деятельности, на разработку новых молекул и технологий».

Другой важный вопрос связан с проведением образовательных мероприятий и реализацией программ, направленных на повышение осведомленности специалистов в области нутрициологии. «Сегодня, это направление активно развивается, — подчеркнул Хакан Эртюрк. — Мы видим, что в этом заинтересовано медицинское сообщество, и знаем, что уже есть определенные наработки в части проведения таких мероприятий».

Ирина Широкова



Недостаточная физическая активность, нерациональное питание, дефицит питательных веществ и другие негативные факторы оказывают значительное влияние на вероятность развития неинфекционных заболеваний, на долю которых приходится 74% всех случаев смерти в мире.

Роль нутриентной поддержки в профилактике этой группы заболеваний, а также другие вопросы касающиеся поддержания здорового образа жизни, обсудили участники сессии «Дорога к суверенитету в фарме и здравоохранении», состоявшейся в рамках конференции ИД «Коммерсантъ».

Открыла обсуждение Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики». Она привела данные статистики, согласно которым 0,5% российского населения потребляют 25% ресурсов системы здравоохранения (не считая больных инфекционными заболеваниями), 1% населения — уже 35%, а 50% населения — 3% ресурсов. «Так называемые здоровые люди (условно здоровые) потребляют, действительно, очень мало ресурсов, поскольку не обращаются в систему здравоохранения, — констатировала эксперт. — Основная задача любой страны превратить эти 50% в 51%, 52%, 55% и так далее. Способы понятны, у нас есть стратегия развития здорового образа жизни». Между тем ее реализация — весьма непростая задача. Так, по словам эксперта, пять поколений живущих сегодня россиян различаются своими подходами к формированию правильного отношения к своему телу, к своему психическому, физическому, социальному, духовному и душевному здоровью. Лариса Попович также отметила, что в последнее время в мире все больше углубляется понимание здорового образа жизни. На сегодняшний день ученые выделяют порядка 120 элементов, относящихся к здоровому образу жизни. «И это уже не просто солнце, воздух и вода, а очень персонифицированные элементы, формирующие привычки и ценности, помогающие людям не стать пациентами», — подчеркнула эксперт.

Значительную роль в поддержании здорового образа жизни играет рациональное, насыщенное необходимыми микроэлементами, питание. На этом в т.ч. настаивает ВОЗ, отмечая, что во всем мире нездоровое и неполноценное питание, несбалансированное поступление в организм человека микроэлементов входят в число основных факторов риска развития тяжелых неинфекционных заболеваний — инфаркта, инсульта, некоторых видов рака и сахарного диабета.

Проблему недополучения важных микронутриентов с пищей жителями России затронула в своем выступлении Евгения Ших, директор Института профессионального образования, заведующая кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. По ее словам, население нашей страны в основном употребляет пищу, которая бедна витаминами, макро- и микронутриентами, что приводит к дефициту важных для организма микроэлементов, например железа. Россия относится к странам, где отмечается очень высокий уровень железодефицита, приближающийся к 40% в ряде регионов. Во многом это объясняется недостаточным потреблением говядины.

«С данной проблемой можно справиться исключительно путем применения биологически активных добавок, — считает Евгения Ших. — И делать это нужно до того, как сформировался дефицит железа». Не менее важна саплементация, восполняющая дефицит кальция, который приводит к остеопении и остеопорозу. В предгравидарной подготовке велика роль саплементации фолатами, позволяющей снизить риск рождения детей с пороками развития. Также доказано, что ежедневное увеличение потребления длинноцепочечных омега 3 жирных кислот женщинами в период беременности снижает риск преждевременных родов (до 37 недель) на 11%, риск преждевременных ранних родов (до 34 недель) — на 42%, риск рождения детей с низкой массой тела (менее 2500 г) на 10%, то есть гарантирует рождение здорового потомства.

«Только популяционные технологии дадут нам возможность повлиять на здоровье населения», — уверена Евгения Ших, подчеркнув особую роль саплементации, как стратегии профилактики. «Саплементация — разумное применение биологически активных добавок, не требующее от нас дорогой аппаратуры, высоких технологий, инвазивных методик и в то же время дающее возможность качественно улучшить здоровье населения», — констатировала эксперт.

Тему дефицита микронутриентов продолжил Юрий Зубарев, президент ассоциации «Евразийский совет индустрии специализированных пищевых продуктов», который подробно остановился на проблеме йододефицита, остро стоящей в России. Он отметил, что недостаток этого микроэлемента приводит к потере здоровья, к ранней смертности, к потере трудового ресурса. Дефицит йода у беременной женщины может весьма негативно сказаться на здоровье будущего ребенка, привести к развитию орфанных заболеваний.

Говоря о методах борьбы с йододефицитом, эксперт напомнил, что несколько лет назад Минздрав РФ принял решение о необходимости йодировать соль и о широком распространении этого продукта, тогда как ВОЗ заявила о том, что потребление соли нужно снижать. Сегодня сокращение потребления натрия — это общемировая тенденция, которой, по словам Юрия Зубарева, следует придерживаться и в нашей стране. «Исследования сохранности йода в соли зачастую не подтверждают информацию, указанную на упаковке у производителей, — сообщил эксперт. — В частности, сделанные нами замеры по разным производителям, показали, что за время от 3 до 6 месяцев в соли “теряется” необходимое организму количество йода. Кроме того, при неправильном использовании йодированная соль может изменить вкус пищевых продуктов».
Альтернативой йодированной соли являются лекарственные препараты йода и биодобавки с йодом. Так, например, одним из решений проблемы йододефицита может быть применение БАД Йодонорм. Этот микронутриент содержит йод, который включается в молекулу тирозина и в сочетании с ним оказывает прямое воздействие на щитовидную железу, устраняя йододефицит.

Елена Смирнова, заведующая лабораторией демографии и эпидемиологии питания ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», перечислила основные микронутриенты, потребление которых с пищей не достигает установленного уровня физиологической потребности. Так, порядка 90% населения не получает с пищей достаточного количества витамина А, 70% — витамина В1, 60% — витамина В2, 55-60% — витамина С, 50% — ниацина, а также кальция — 70-75%, магния — 60%, калия — 50%. Для 25-35% населения характерна сочетанная недостаточность витаминов в рационе, как правило, трех и более. Эксперт отдельно остановилась на витамине Д, отметив, что им обеспечено не больше четверти всех взрослых граждан, которые проживают на территории нашей страны. «То есть ситуация говорит о том, что подавляющее большинство населения недополучает микронутриенты, такие как витамины и минеральные вещества, — подчеркнула она. — Вопрос в том, как с этим бороться. Безусловно, применение биологически активных добавок, как средства компенсации дефицита микронутриентов в рационе, является одним из эффективных и быстрых путей достижения цели». По словам Елены Смирновой, Институт питания является идеологом программы саплементации населения биологически активными добавками. Но, с другой стороны, есть категории людей, которые не могут себе финансово позволить приобретать такие продукты, и рацион у них, как правило, достаточно однообразный. Если он и обеспечен овощами и фруктами, то в минимальных количествах. «Этих людей нужно простимулировать делать выбор в пользу продуктов, которые помогут нивелировать дефицит микронутриентов, сбалансировать рацион по микронутриентному составу, задуматься о профилактике заболеваний, связанных с недостатком витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, — считает эксперт. — И вот для этой уязвимой категории населения, наверное, необходимо разработать программы помощи, что было бы полезно и перспективно с точки зрения популяционной профилактики».

Хакан Эртюрк, генеральный̆ директор компании Solgar в России и странах СНГ, напомнил, что в 2019 и в 2020 гг. была опубликована общая глобальная программа ООН и ВОЗ по поводу улучшения качества жизни населения, доступности пищи, интеграции нутрициологии в традиционную медицину. При этом остается актуальным вопрос «Как сделать рациональное питание и нутрицевтики доступными для населения?».

По мнению главы Solgar в России и странах СНГ, для определенных групп населения было бы целесообразно включить прием нутрицевтиков в программы страхования, причем не только частные, но и государственные. «Это может принести очень серьезную пользу, учитывая масштабы проблемы недополучения микронутриентов с пищей, которое приводит к развитию различных патологий и оказывает значительную нагрузку на систему здравоохранения, — высказал уверенность эксперт. — Здесь нужен системный подход и необходимо именно государственное регулирование, поскольку на фоне роста численности населения увеличивается распространенность хронических заболеваний, требующих финансовой поддержки. В результате остается очень мало ресурсов и средств, которые направляются на финансирование инновационной деятельности, на разработку новых молекул и технологий».

Другой важный вопрос связан с проведением образовательных мероприятий и реализацией программ, направленных на повышение осведомленности специалистов в области нутрициологии. «Сегодня, это направление активно развивается, — подчеркнул Хакан Эртюрк. — Мы видим, что в этом заинтересовано медицинское сообщество, и знаем, что уже есть определенные наработки в части проведения таких мероприятий».

Ирина Широкова

Exit mobile version