Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Григорий Радионов в отзыве на инициативу отметил, что регулятор «считает возможным определить НССА единственным исполнителем авиаработ в целях оказания медицинской помощи» ввиду особых целей и задач закупки, а также опыта компании в этой сфере. Он также подчеркнул, что выбор подрядчиков на конкурентной основе способствует повышению прозрачности и качества работ, эффективному расходованию бюджетных средств и развитию конкуренции.
Как отмечают в Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), частные и региональные компании могут потерять рынок в связи с инициативой «Ростеха». По мнению отраслевых операторов, решение может привести к «вымыванию» небольших авиакомпаний в регионах, неблагоприятным социальным последствиям, созданию рисков для нормальной работы других подрядчиков. В ответ на опасения местных авиакомпаний в «Ростехе» пояснили, что даже в случае положительного решения по поводу НССА у субъектов останется право проводить электронные конкурсы и самостоятельно выбирать поставщиков. По данным госкорпорации, в 2018–2021 годах НССА, имея статус единого поставщика, обслуживала около 40 регионов, в то время как в остальных работали другие операторы. Кроме того, в «Ростехе» считают, что монопольный статус НССА в указанный период принес положительный результат – была повышена оперативность оказания услуг (время вылета вертолетов сократилось на 15 минут), улучшено техническое состояние парка и т. д.
Согласно письму главы Минздрава РФ, в 2024 году НССА заключила 41 госконтракт на выполнение медицинских авиационных перевозок в 34 субъектах РФ. По данным «Ростеха», компания осуществляет такие работы в 54 регионах страны.
Данные АВИ свидетельствуют о том, что в 2024 году на госконтракты, связанные с санавиацией, было потрачено 20 млрд рублей. Более трети этой суммы (8,7 млрд рублей) ушло на заключение договоров с НССА. Помимо этого, 37 из 98 вертолетов, использовавшихся для эвакуации в том же году, принадлежали НССА. Основой флота НССА являются вертолеты Ми-8АМТ и «Ансат» производства Казанского вертолетного завода (входит в ГК «Ростех»).
НССА уже являлась единым поставщиком авиауслуг в регионах с 2018 по 2021 год. Изначально монопольный статус был присвоен компании в 2018-2019 годах, но впоследствии неоднократно продлевался. С 2022 года подрядчиков для нужд санавиации стали выбирать на конкурсной основе, причем структура «Ростеха» в некоторых регионах начала уступать рынок региональным поставщикам. НССА регулярно обжалует нарушения при выборе подрядчиков местными властями, апеллируя к фактам недобросовестной конкуренции.
В 2021 году Ненецкая окружная больница им. Р.И. Батмановой досрочно расторгла контракт с НССА, что стало первым подобным случаем. Причиной послужило то, что с января 2021 года НССА трижды не смогла вылететь на задания по эвакуации пациентов. Как сообщал на тот момент источник в «Ростехе», после победы в тендере НССА не смогла получить место для базирования воздушных судов на аэродроме Нарьян-Мара, находящегося под контролем традиционного поставщика авиауслуг санавиации в регионе, проигравшего тендер НССА, – АО «Нарьян-Марского объединенного авиационного отряда».
Правительство РФ в ноябре 2024 года утвердило типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медпомощи на территории России. Постановление регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок на проведение таких работ через Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок, в том числе при заключении контракта с единственным поставщиком. До 1 января 2025 года типовой контракт для санитарной авиации регламентировался совместным приказом Минтранса и Минздрава, однако он не применялся в отношении закупок авиационных работ, которые проводятся через ЕИС.
Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Григорий Радионов в отзыве на инициативу отметил, что регулятор «считает возможным определить НССА единственным исполнителем авиаработ в целях оказания медицинской помощи» ввиду особых целей и задач закупки, а также опыта компании в этой сфере. Он также подчеркнул, что выбор подрядчиков на конкурентной основе способствует повышению прозрачности и качества работ, эффективному расходованию бюджетных средств и развитию конкуренции.
Как отмечают в Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), частные и региональные компании могут потерять рынок в связи с инициативой «Ростеха». По мнению отраслевых операторов, решение может привести к «вымыванию» небольших авиакомпаний в регионах, неблагоприятным социальным последствиям, созданию рисков для нормальной работы других подрядчиков. В ответ на опасения местных авиакомпаний в «Ростехе» пояснили, что даже в случае положительного решения по поводу НССА у субъектов останется право проводить электронные конкурсы и самостоятельно выбирать поставщиков. По данным госкорпорации, в 2018–2021 годах НССА, имея статус единого поставщика, обслуживала около 40 регионов, в то время как в остальных работали другие операторы. Кроме того, в «Ростехе» считают, что монопольный статус НССА в указанный период принес положительный результат – была повышена оперативность оказания услуг (время вылета вертолетов сократилось на 15 минут), улучшено техническое состояние парка и т. д.
Согласно письму главы Минздрава РФ, в 2024 году НССА заключила 41 госконтракт на выполнение медицинских авиационных перевозок в 34 субъектах РФ. По данным «Ростеха», компания осуществляет такие работы в 54 регионах страны.
Данные АВИ свидетельствуют о том, что в 2024 году на госконтракты, связанные с санавиацией, было потрачено 20 млрд рублей. Более трети этой суммы (8,7 млрд рублей) ушло на заключение договоров с НССА. Помимо этого, 37 из 98 вертолетов, использовавшихся для эвакуации в том же году, принадлежали НССА. Основой флота НССА являются вертолеты Ми-8АМТ и «Ансат» производства Казанского вертолетного завода (входит в ГК «Ростех»).
НССА уже являлась единым поставщиком авиауслуг в регионах с 2018 по 2021 год. Изначально монопольный статус был присвоен компании в 2018-2019 годах, но впоследствии неоднократно продлевался. С 2022 года подрядчиков для нужд санавиации стали выбирать на конкурсной основе, причем структура «Ростеха» в некоторых регионах начала уступать рынок региональным поставщикам. НССА регулярно обжалует нарушения при выборе подрядчиков местными властями, апеллируя к фактам недобросовестной конкуренции.
В 2021 году Ненецкая окружная больница им. Р.И. Батмановой досрочно расторгла контракт с НССА, что стало первым подобным случаем. Причиной послужило то, что с января 2021 года НССА трижды не смогла вылететь на задания по эвакуации пациентов. Как сообщал на тот момент источник в «Ростехе», после победы в тендере НССА не смогла получить место для базирования воздушных судов на аэродроме Нарьян-Мара, находящегося под контролем традиционного поставщика авиауслуг санавиации в регионе, проигравшего тендер НССА, – АО «Нарьян-Марского объединенного авиационного отряда».
Правительство РФ в ноябре 2024 года утвердило типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медпомощи на территории России. Постановление регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок на проведение таких работ через Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок, в том числе при заключении контракта с единственным поставщиком. До 1 января 2025 года типовой контракт для санитарной авиации регламентировался совместным приказом Минтранса и Минздрава, однако он не применялся в отношении закупок авиационных работ, которые проводятся через ЕИС.