Ученые из Лозаннского университета подготовили для Всемирной организации здравоохранения доклад по статистике сердечно-сосудистых заболеваний в 34 странах мира начиная с 1972 года. Россия заняла первое место по смертности от этих недугов, опередив прежнего лидера — Румынию.
Статистика по России выглядит просто фантастически: из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда в России ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины, а от инсультов — 204 мужчины и 151 женщина. Среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57%. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира!
В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Это просто катастрофа!
И львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами.
Безусловно, большую роль в высокой смертности играют и различия в лечении заболеваний сердца. Во всех развитых странах ИБС лечат хирургически. Исключения составляют только очень запущенные случаи и те ситуации, когда операция противопоказана.
У нас же преобладающим методом лечения остаются таблетки.
Например, баллонную ангиопластику и стентирование в России получают лишь около 1% пациентов, страдающих ИБС. Для сравнения: в странах Западной Европы и США этот показатель составляет 20-30%.
За год в России делают 5-7 тысяч операций на сердце при ИБС. В последние годы число таких хирургических вмешательств растет. Но их все равно очень мало в сравнении с международной статистикой.
В среднем их должно производиться примерно 300-350 тысяч на миллион населения. А в России, если посчитать, получается в 10-15 раз меньше. Еще показательные цифры: в США работают около 400 центров, в которых делают такие операции, в России — около 70.
В Германии за год проводится около 100 000 операций на сердце. Из них подавляющее большинство составляют операции при пороках сердца и аорто — коронарное шунтирование (АКШ).
Более 30 лет срединная стернотомия (разрез на середине груди по средней линии грудины) в сочетании с использованием искусственного кровообращения (аппарата сердце – легкие) представляли собой стандартную оперативную программу. Эта программа позволила добиться больших успехов в сердечной хирургии со средней летальностью не выше 3 — 4 % при все более тяжелом контигенте больных.
В середине девяностых годов технические инновации в медицине послужили импульсом для развития минимально-инвазивных операционных методик в хирургии сердца.
Цель минимально-инвазивной хирургии — уменьшить отрицательное воздействие операции на организм больного. С одной стороны, при этом стремились добиться использования уменьшенных по сравнению с обычной стернотомией и альтернативных хирургических доступов к сердцу, с другой стороны, развивали методики операций без использования или с существенно модифицируемым использованием аппарата искусственного кровообращения (АИК).
Для устранения дефекта межпредсердной прегородки и в коронарной хирургии всё чаще стали использовать в качестве операционного доступа министернотомию, частичную стернотомию, парастернальные разрезы, поперечные стернотомии и миниторакотомии.
Некоторые виды АКШ, а также некоторые разновидности врождённых пороков сердца у детей можно оперировать через небольшой боковой межрёберный разрез. При кардиохирургических операциях применяются также полностью эндоскопические вмешательства с использованием робототехники. При этом речь идёт не об автоматизированных операционных роботах, которые могут проводить части операционного процесса самостоятельно, а об управляемой опытными хирургами телеманипуляции.
В Немецком Кардиологическом Центре после первого применения этой методики пять лет назад практически каждая пятая операция проводится минимально-инвазивным методом.
Для пациента применение этой методики означает уменьшение остроты болей, лучшее заживление ран и более быстрое выздоровление. Дополнительный положительный эффект — это значительно менее заметные послеоперационные шрамы.
Заведующий отделением хирургии сердца Немецкого Кардиологического Центра в Мюнхене профессор Рюдигер Ланге подчеркивает: «При щадящей операции на аорте мы рассекаем грудину только в верхней ее части, а не полностью. Разрез составляет всего 6 сантиметров вместо прежних 20 — 30. Важно также отметить, что минимально-инвазивная операция в Кардиоцентре не является теперь более продолжительной, чем традиционная операция с большим разрезом».
Профессор Рюдигер Ланге отмечает: «Поскольку грудина в нижней части остается незатронутой, после операции нижняя часть стабилизирует верхнюю, ускоряя процесс заживления. Таким образом практически исключаются случаи осложнения при заживлении. Послеоперационные боли также значительно менее острые».