НМО вводится для того, чтобы медицинский или фармацевтический работник постоянно повышал свою квалификацию, был в курсе современных подходов и методик лечения заболеваний. Для этого специалист должен регулярно получать кредитные единицы, посещая конференции, образовательные курсы и семинары. Каждому специалисту требуется набрать определенное количество баллов, чтобы подтвердить действительность своего сертификата врача или провизора, без которого он не может осуществлять свою профессиональную деятельность. Обучение в системе НМО должно быть бесплатным для работников системы здравоохранения и оплачиваться из средств ФОМС.
НМО за свой счет
Однако на деле ситуация значительно отличается от того, что декларируется. Провизоры и врачи жалуются, что чаще всего ФОМС ничего не оплачивает, и проходить обучение они вынуждены за свой счет.
Так, фтизиатр из Орла пишет, что уже два года учится за собственные деньги просто потому, что их медицинская организация не работает с ФОМС. «В итоге для меня «бесплатные» баллы обходятся дороже платных», — комментирует врач.
Его коллега из Санкт-Петербурга говорит, что в их городе ситуация не лучше: «Я пыталась подать заявку на обучение за полгода. В сентябре, когда появилось расписание, мне сказали, что заявки подаются за 21 день. Когда я сделала это вновь, оказалось, что бесплатных мест не осталось, да и на работе отказались согласовывать заявку. В итоге недельный курс я прошла за свои деньги — 10 тыс. рублей. Ничего нового не узнала».
Отдельная каста — врачи частных клиник. «О нашем существование вообще забывают при создании регистров, при организации НМО, подсчете зарплат. Даже если предположить, что не все из нас одинаково хороши, это вовсе не значит, что частной медицины совсем нет, и что нам не нужны рабочие места», — добавляет кардиолог из Москвы.
НМО не дает знаний
Медработников особо огорчает и то, что знаний образовательные курсы в системе НМО как правило не дают. Педиатр из Оренбурга добавляет, что многие преподаватели сами ни разу не видели больного, «так чему они могут научить?»
Медицинские специалисты совершенно не против того, что врач должен постоянно обучаться, но организовано это должно иным образом.
«Гораздо полезнее научить обобщать информацию из научных журналов, систематизировать или проводить свои небольшие наблюдения, пусть хоть это будет минимальная выборка из 10 или 20 пациентов, — считает кардиолог из Москвы. — Надо так все организовать, чтобы у врача были время и силы на самостоятельную работу. Врач должен сам читать, набирать минимальный материал, взаимодействовать с профессорами. А у нас профессора — сами по себе, врачи — отдельно».
Нефролог из Омска подтверждает мысль: «В свое время меня научили всему и, главное, научили мыслить самостоятельно, не бояться принимать решения, постоянно читать, искать нужную информацию, чтобы поставить пациенту правильный диагноз и назначить лечение. Таким должно быть обучение!». «А именно этого у нас в системе НМО нет, — соглашается кардиолог из Набережных Челнов. — Можно перечитать хоть все нужные тебе источники, но баллов ты за это не получишь. Зато принудительно в десятый раз слушать одно и то же ты обязан».
Система НМО не продумана
Помимо претензий к качеству образования, врачи считают все систему громоздкой и неудобной. Зато, как выразился терапевт из Уфы, «все сыты и загружены работой».
«Я считаю, что достаточно раз в пять лет пройти дистанционное обучение, также дистанционно сдать экзамен, получить по электронной почте сертификат и все. А это НМО только мешает людям работать», — пишет рефлексотерапевт из Читы.
Система НМО не предусматривает и того, чтобы обучение проходили женщины-врачи, находящиеся в декрете. Судя по комментариям медицинских работников, набрать баллы во время декретного отпуска сложно, а получить «отсрочку» нельзя. «Набрать дистанционно свои баллы через Интернет нельзя, да и возможности у меня такой нет, так как сижу дома со школьником и грудничком. И что, меня уволят по выходу из декрета?» — интересуется невролог из Смоленска.
«Действительно, женщина, родившая ребенка, имеет законное право на 3 года полностью отойти от профессиональной деятельности. Получается, НМО это факт игнорирует. Даже в вузе можно взять академический отпуск, а здесь — нет», — соглашается офтальмолог из Йошкар-Олы.
Врач функциональной диагностики из Волгограда выход из этой ситуации видит в прохождении заочных циклов повышения квалификации, которые длятся 36 часов. «Только оплачивать такой цикл придется самостоятельно на договорной основе как физическое лицо. Хотя даже работающим врачам работодатели не оплачивают эти циклы НМО, ссылаясь на отсутствие приказа Минздрава, обязывающего это делать», — добавляет он.
Получается, что система НМО только на бумаге выглядит стройной и продуманной. Однако при реальном применении ее в жизнь все оказывается намного сложнее и запутаннее. «Мне кажется, что само Министерство здравоохранения до конца не понимает, что такое НМО, поэтому в данном вопросе такая неразбериха», — комментирует офтальмолог из Йошкар-Олы. А психиатр из Москвы уверен, что «все эти проекты с НМО — преступление, направленное на выдавливание остатков медицинских кадров».
Врачи, обсуждая систему непрерывного медицинского образования, пытаются рассуждать логически: если у специалиста есть диплом врача, удостоверение об окончании интернатуры, запись в трудовой книжке об окончании клинической ординатуры и учебе в аспирантуре, сертификат специалиста по другой медицинской специальности, то понятно, что он приложил максимум усилий для достижения такого результата. Это — и множество прочитанных монографий, и учебников, прослушанных лекций, и самостоятельно изученного материала. Такой «послужной список» уже является главным подтверждением действительности сертификата. И если врач пять лет каждый день удаляет пациентам аппендикс, то он знает, как это делать. Забыть он этого уже не сможет. Зачем же каждый раз это доказывать?
Так считают многие специалисты. Они не видят смысла в НМО. Подытоживая, врач-педиатр из Санкт-Петербурга сказал, что сам игнорирует НМО и не собирается набирать баллы: «У меня нет времени этим заниматься. Считаю, что врач должен иметь выбор: или НМО, или обучение один раз в пять лет».
Автор: Автор: Анастасия Бычкова, ЛЕКОБОЗ.
НМО вводится для того, чтобы медицинский или фармацевтический работник постоянно повышал свою квалификацию, был в курсе современных подходов и методик лечения заболеваний. Для этого специалист должен регулярно получать кредитные единицы, посещая конференции, образовательные курсы и семинары. Каждому специалисту требуется набрать определенное количество баллов, чтобы подтвердить действительность своего сертификата врача или провизора, без которого он не может осуществлять свою профессиональную деятельность. Обучение в системе НМО должно быть бесплатным для работников системы здравоохранения и оплачиваться из средств ФОМС.
НМО за свой счет
Однако на деле ситуация значительно отличается от того, что декларируется. Провизоры и врачи жалуются, что чаще всего ФОМС ничего не оплачивает, и проходить обучение они вынуждены за свой счет.
Так, фтизиатр из Орла пишет, что уже два года учится за собственные деньги просто потому, что их медицинская организация не работает с ФОМС. «В итоге для меня «бесплатные» баллы обходятся дороже платных», — комментирует врач.
Его коллега из Санкт-Петербурга говорит, что в их городе ситуация не лучше: «Я пыталась подать заявку на обучение за полгода. В сентябре, когда появилось расписание, мне сказали, что заявки подаются за 21 день. Когда я сделала это вновь, оказалось, что бесплатных мест не осталось, да и на работе отказались согласовывать заявку. В итоге недельный курс я прошла за свои деньги — 10 тыс. рублей. Ничего нового не узнала».
Отдельная каста — врачи частных клиник. «О нашем существование вообще забывают при создании регистров, при организации НМО, подсчете зарплат. Даже если предположить, что не все из нас одинаково хороши, это вовсе не значит, что частной медицины совсем нет, и что нам не нужны рабочие места», — добавляет кардиолог из Москвы.
НМО не дает знаний
Медработников особо огорчает и то, что знаний образовательные курсы в системе НМО как правило не дают. Педиатр из Оренбурга добавляет, что многие преподаватели сами ни разу не видели больного, «так чему они могут научить?»
Медицинские специалисты совершенно не против того, что врач должен постоянно обучаться, но организовано это должно иным образом.
«Гораздо полезнее научить обобщать информацию из научных журналов, систематизировать или проводить свои небольшие наблюдения, пусть хоть это будет минимальная выборка из 10 или 20 пациентов, — считает кардиолог из Москвы. — Надо так все организовать, чтобы у врача были время и силы на самостоятельную работу. Врач должен сам читать, набирать минимальный материал, взаимодействовать с профессорами. А у нас профессора — сами по себе, врачи — отдельно».
Нефролог из Омска подтверждает мысль: «В свое время меня научили всему и, главное, научили мыслить самостоятельно, не бояться принимать решения, постоянно читать, искать нужную информацию, чтобы поставить пациенту правильный диагноз и назначить лечение. Таким должно быть обучение!». «А именно этого у нас в системе НМО нет, — соглашается кардиолог из Набережных Челнов. — Можно перечитать хоть все нужные тебе источники, но баллов ты за это не получишь. Зато принудительно в десятый раз слушать одно и то же ты обязан».
Система НМО не продумана
Помимо претензий к качеству образования, врачи считают все систему громоздкой и неудобной. Зато, как выразился терапевт из Уфы, «все сыты и загружены работой».
«Я считаю, что достаточно раз в пять лет пройти дистанционное обучение, также дистанционно сдать экзамен, получить по электронной почте сертификат и все. А это НМО только мешает людям работать», — пишет рефлексотерапевт из Читы.
Система НМО не предусматривает и того, чтобы обучение проходили женщины-врачи, находящиеся в декрете. Судя по комментариям медицинских работников, набрать баллы во время декретного отпуска сложно, а получить «отсрочку» нельзя. «Набрать дистанционно свои баллы через Интернет нельзя, да и возможности у меня такой нет, так как сижу дома со школьником и грудничком. И что, меня уволят по выходу из декрета?» — интересуется невролог из Смоленска.
«Действительно, женщина, родившая ребенка, имеет законное право на 3 года полностью отойти от профессиональной деятельности. Получается, НМО это факт игнорирует. Даже в вузе можно взять академический отпуск, а здесь — нет», — соглашается офтальмолог из Йошкар-Олы.
Врач функциональной диагностики из Волгограда выход из этой ситуации видит в прохождении заочных циклов повышения квалификации, которые длятся 36 часов. «Только оплачивать такой цикл придется самостоятельно на договорной основе как физическое лицо. Хотя даже работающим врачам работодатели не оплачивают эти циклы НМО, ссылаясь на отсутствие приказа Минздрава, обязывающего это делать», — добавляет он.
Получается, что система НМО только на бумаге выглядит стройной и продуманной. Однако при реальном применении ее в жизнь все оказывается намного сложнее и запутаннее. «Мне кажется, что само Министерство здравоохранения до конца не понимает, что такое НМО, поэтому в данном вопросе такая неразбериха», — комментирует офтальмолог из Йошкар-Олы. А психиатр из Москвы уверен, что «все эти проекты с НМО — преступление, направленное на выдавливание остатков медицинских кадров».
Врачи, обсуждая систему непрерывного медицинского образования, пытаются рассуждать логически: если у специалиста есть диплом врача, удостоверение об окончании интернатуры, запись в трудовой книжке об окончании клинической ординатуры и учебе в аспирантуре, сертификат специалиста по другой медицинской специальности, то понятно, что он приложил максимум усилий для достижения такого результата. Это — и множество прочитанных монографий, и учебников, прослушанных лекций, и самостоятельно изученного материала. Такой «послужной список» уже является главным подтверждением действительности сертификата. И если врач пять лет каждый день удаляет пациентам аппендикс, то он знает, как это делать. Забыть он этого уже не сможет. Зачем же каждый раз это доказывать?
Так считают многие специалисты. Они не видят смысла в НМО. Подытоживая, врач-педиатр из Санкт-Петербурга сказал, что сам игнорирует НМО и не собирается набирать баллы: «У меня нет времени этим заниматься. Считаю, что врач должен иметь выбор: или НМО, или обучение один раз в пять лет».
Автор: Автор: Анастасия Бычкова, ЛЕКОБОЗ.