Закупочная цена для национальных дистрибуторов, работающих на всей территории страны, одинаковая (для средних компаний в зависимости от типа препаратов она может быть выше), объясняет механизм бонусов за объем на примере своей компании коммерческий директор Nycomed в России Илларион Бойко: премии рассчитываются по прогрессивной шкале с привязкой к объемам, учитывается также отсутствие просроченной дебиторской задолженности. «Например, мы договорились с дистрибутором об объеме и годовом бонусе в процентах от него. Если поставщик продал меньше, то и премия будет, соответственно, меньшей», — продолжает Бойко. Премии в процентах у ключевых игроков не различаются, но в натуральном выражении доход зависит от объема продаж, добавляет он. Nycomed выплачивает бонусы за объем в основном национальным дистрибуторам, работающим на всей территории страны: именно они обеспечивают компании основные продажи.
Во всем мире — за исключением России и нескольких стран СНГ — дистрибуторы работают как логистические операторы, т. е. доставляют товар из точки А в точку Б, а производители платят им исключительно за перевозку, рассказывает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. В России же, по его словам, бонусы за объем — годами сложившаяся практика, позволяющая производителям стимулировать дистрибуторов покупать именно их препараты. Отменить бонусы могут позволить себе разве что производители оригинальных лекарств, говорит топ-менеджер производителя.
Бонус — это самый эффективный для производителя способ планировать производство и продажи, говорит сотрудник производителя, и альтернативного способа большинство производителей пока не нашли. Производители планируют производство и продажи на год вперед, подтверждает другой.
Но дистрибуторы винят бонусы в снижении своей рентабельности: по их версии, бонусы за объем приводят к затовариванию рынка. Чтобы выполнить план и получить бонус, поставщики берут слишком много товара и вынуждены демпинговать, говорит Конобеев. Из-за этого их доходность снижается, подтверждает сотрудник другого дистрибутора. В 2010 г. из-за изменений в госрегулировании отрасли и значительной корректировки сбытовой политики производителей рынок дистрибуции столкнулся с затовариванием и усилением ценовой конкуренции (с 1 апреля 2010 г. государство регулирует цены на жизненно важные препараты. — «Ведомости»), сообщал «Протек».
В первом полугодии 2009 г. общая наценка «Протека» составляла 20,1%, торговая — 11,2%; а в первом полугодии 2010 г. — уже 9,6 и минус 1,9% соответственно, указывала компания в презентации для инвесторов. Это значит, что компания продавала лекарства ниже себестоимости, говорит один из участников фармрынка. Скидки и бонусы от производителей в первом полугодии 2009 г. составляли 6% от цены поставки, а годом позднее — уже 9,3%: почти весь 2009 год оставались стабильными, а в IV квартале начали расти, говорится в презентации «Протека». Финский поставщик Oriola-KD сообщал в годовом отчете, что госрегулирование цен привело к очень жесткой конкуренции, в результате чистый объем продаж в рублях по итогам 2010 г. увеличился примерно на 9% против 40% годом ранее.
Но и сами дистрибуторы не рады ценовым играм. «Протек» стремится к отмене бонусов за объем и более активному участию дистрибуторов в формировании маржи», — писали в октябре 2010 г. аналитики инвестиционной компании «Ренессанс капитал» Наталья Загвоздина и Ульяна Ленвальская. Представитель «Протека» не смог ответить на вопросы «Ведомостей».
Бонусы за объем, которые производители дают дистрибуторам, приводят к снижению цен на лекарства по всей цепочке, утверждает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Но с конца 2009 г. предложений по бонусам стало меньше, из-за этого аптеки вынуждены снижать объемы закупок, признается она. В основном отмена бонусов затронула препараты из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), на препараты не из списка дистрибуторы по-прежнему дают дисконт, за счет которого аптеки могут проводить, например, сезонные акции, объясняет Неволина. Дистрибуторы периодически снижают цену на тот или иной препарат, «но корректной информации о связи этих акций и бонусов от производителей нет», говорит гендиректор сети «Здоровые люди» Алексей Батулин. К концу финансового года, по его словам, дистрибуторы снижают цены на все товары — это делается для того, чтобы распродать стоки, продолжает Батулин: за счет снижения закупочных цен аптеки могут понизить розничные.
Мировая практика
В финансовом году, закончившемся 31 декабря 2010 г., Pfizer выплатила оптовикам $3 млрд, при этом выручка компании составила $67,8 млрд, указано в отчетности компании (выплаты включают в первую очередь компенсации оптовикам за поддержание законтрактованных цен для третьих лиц). Годом раньше выплаты составили $2,3 млрд.
Закупочная цена для национальных дистрибуторов, работающих на всей территории страны, одинаковая (для средних компаний в зависимости от типа препаратов она может быть выше), объясняет механизм бонусов за объем на примере своей компании коммерческий директор Nycomed в России Илларион Бойко: премии рассчитываются по прогрессивной шкале с привязкой к объемам, учитывается также отсутствие просроченной дебиторской задолженности. «Например, мы договорились с дистрибутором об объеме и годовом бонусе в процентах от него. Если поставщик продал меньше, то и премия будет, соответственно, меньшей», — продолжает Бойко. Премии в процентах у ключевых игроков не различаются, но в натуральном выражении доход зависит от объема продаж, добавляет он. Nycomed выплачивает бонусы за объем в основном национальным дистрибуторам, работающим на всей территории страны: именно они обеспечивают компании основные продажи.
Во всем мире — за исключением России и нескольких стран СНГ — дистрибуторы работают как логистические операторы, т. е. доставляют товар из точки А в точку Б, а производители платят им исключительно за перевозку, рассказывает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. В России же, по его словам, бонусы за объем — годами сложившаяся практика, позволяющая производителям стимулировать дистрибуторов покупать именно их препараты. Отменить бонусы могут позволить себе разве что производители оригинальных лекарств, говорит топ-менеджер производителя.
Бонус — это самый эффективный для производителя способ планировать производство и продажи, говорит сотрудник производителя, и альтернативного способа большинство производителей пока не нашли. Производители планируют производство и продажи на год вперед, подтверждает другой.
Но дистрибуторы винят бонусы в снижении своей рентабельности: по их версии, бонусы за объем приводят к затовариванию рынка. Чтобы выполнить план и получить бонус, поставщики берут слишком много товара и вынуждены демпинговать, говорит Конобеев. Из-за этого их доходность снижается, подтверждает сотрудник другого дистрибутора. В 2010 г. из-за изменений в госрегулировании отрасли и значительной корректировки сбытовой политики производителей рынок дистрибуции столкнулся с затовариванием и усилением ценовой конкуренции (с 1 апреля 2010 г. государство регулирует цены на жизненно важные препараты. — «Ведомости»), сообщал «Протек».
В первом полугодии 2009 г. общая наценка «Протека» составляла 20,1%, торговая — 11,2%; а в первом полугодии 2010 г. — уже 9,6 и минус 1,9% соответственно, указывала компания в презентации для инвесторов. Это значит, что компания продавала лекарства ниже себестоимости, говорит один из участников фармрынка. Скидки и бонусы от производителей в первом полугодии 2009 г. составляли 6% от цены поставки, а годом позднее — уже 9,3%: почти весь 2009 год оставались стабильными, а в IV квартале начали расти, говорится в презентации «Протека». Финский поставщик Oriola-KD сообщал в годовом отчете, что госрегулирование цен привело к очень жесткой конкуренции, в результате чистый объем продаж в рублях по итогам 2010 г. увеличился примерно на 9% против 40% годом ранее.
Но и сами дистрибуторы не рады ценовым играм. «Протек» стремится к отмене бонусов за объем и более активному участию дистрибуторов в формировании маржи», — писали в октябре 2010 г. аналитики инвестиционной компании «Ренессанс капитал» Наталья Загвоздина и Ульяна Ленвальская. Представитель «Протека» не смог ответить на вопросы «Ведомостей».
Бонусы за объем, которые производители дают дистрибуторам, приводят к снижению цен на лекарства по всей цепочке, утверждает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Но с конца 2009 г. предложений по бонусам стало меньше, из-за этого аптеки вынуждены снижать объемы закупок, признается она. В основном отмена бонусов затронула препараты из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), на препараты не из списка дистрибуторы по-прежнему дают дисконт, за счет которого аптеки могут проводить, например, сезонные акции, объясняет Неволина. Дистрибуторы периодически снижают цену на тот или иной препарат, «но корректной информации о связи этих акций и бонусов от производителей нет», говорит гендиректор сети «Здоровые люди» Алексей Батулин. К концу финансового года, по его словам, дистрибуторы снижают цены на все товары — это делается для того, чтобы распродать стоки, продолжает Батулин: за счет снижения закупочных цен аптеки могут понизить розничные.
Мировая практика
В финансовом году, закончившемся 31 декабря 2010 г., Pfizer выплатила оптовикам $3 млрд, при этом выручка компании составила $67,8 млрд, указано в отчетности компании (выплаты включают в первую очередь компенсации оптовикам за поддержание законтрактованных цен для третьих лиц). Годом раньше выплаты составили $2,3 млрд.