Recipe.Ru

Ненужная зубрежка, нехватка реальной практики, устаревшие учебники — проблемы образовательных программ медицинских ВУЗов

Ненужная зубрежка, нехватка реальной практики, устаревшие учебники — проблемы образовательных программ медицинских ВУЗов
Нужно ли врачу заучивать все формулы цикла Кребса, знать наизусть каналы височной кости, необходимы ли такие предметы, как, например, гигиена и безопасность жизнедеятельности?

Перегруженность программы непрофильными дисциплинами, катастрофическая нехватка практических занятий, отсутствие мотивации к учёбе у студентов и преподавателей, которые уже давно не работают врачами или не работали ими вообще — это только часть проблем медицинского образования в стране.

«Медицинская Россия» разбиралась, как медицинские вузы составляют образовательные программы, почему в них так много неклинических дисциплин и они перегружены лишней информацией, как ректоры могут поменять систему и сделать её более удобной для студентов и полезной для отечественной медицины.

Как государство регламентирует образование

Представьте, что вы ректор нового медвуза и хотите открыть набор по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Для вас важно получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и государственную аккредитацию — она нужна по двум причинам:

1. Обучающиеся мужского пола получают отсрочку от срочной службы только в том случае, если учатся в аккредитованном вузе.

2. Врач должен обязательно пройти первичную аккредитацию, чтобы получить доступ к работе по специальности. Но сделать это могут только выпускники вузов с государственной аккредитацией.

Чтобы получить государственную аккредитацию по специальности «Лечебное дело», вы должны составить программу обучения в соответствии с двумя документами: федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и профстандартом специальности. Разберем каждый подробнее.

ФГОС специальности «Лечебное дело». В этом документе описаны основные требования к специальности «Лечебное дело». Там указано, сколько длится обучение, какое количество часов идет на практику и аудиторные занятия, какой должен быть преподавательский состав.

Еще во ФГОС прописаны обязательные предметы для студентов-лечебников. И вы удивитесь, но это не анатомия и не биохимия, а история, иностранный язык, философия, безопасность жизнедеятельности и физкультура.

Откуда же берутся другие предметы?

Вы как ректор сами выбираете их на основе прописанных во ФГОС компетенций. Они бывают трех видов:

1. Общекультурные компетенции. Например, готовность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайной ситуации.

2. Общепрофессиональные компетенции. Например, готовность к ведению медицинской документации.

3. Профессиональные компетенции. Например, готовность к ведению физиологической беременности и приему родов.

Профстандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». Этот документ определяет, что должен уметь делать специалист в виде трудовых функций и действий. При составлении образовательной программы вы должны ориентироваться на то, что там написано.

Например, одна из трудовых функций врача-лечебника — оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах. Значит, этому вы и должны учить.

А теперь подумайте, сколько действующих врачей сможет на месте оказать первую помощь? Знают ли они, как накладывать давящую повязку или делать тампонаду? Смогут ли они без остановки провести эффективную СЛР хотя бы десять минут?

Как вузы составляют образовательные программы 

Ни ФГОС, ни профстандарт не накладывают сильные ограничения на вузы. Да, прописаны компетенции и трудовые функции, но вы как ректор сами выбираете, чему будете обучать. Да, утверждены обязательные предметы вроде философии, но вы сами решаете, что будет на занятиях.

И вот вы ректор новенького вуза. Вам нужно придумать, как организовать обучением так, чтобы покрыть все компетенции и трудовые функции будущих врачей. Для этого вы должны прописать образовательную программу, состоящую из дисциплин.

Что может сделать администрация вуза:

  • Предметы, утвержденные ФГОС, отменять нельзя, но вы сами определяете, как их преподавать. Например, на безопасности жизнедеятельности можно не заучивать расшифровку РСЧС, а проводить полноценные курсы по оказанию первой и медицинской помощи: BLS, ALS, ITLS и прочие. И делать это с повторением раз в полгода в течение всех шести лет.
  • Все остальные предметы вы вправе утверждать на ваше усмотрение. Например, патофизиологию и патанатомию можно объединить в патологию. А коммуникативные навыки вынести из пропедевтики и преподавать их отдельно.
  • Вы сами решаете, что будет внутри предметов. Главное — чтобы они помогали в освоении компетенций и трудовых функций. Возможно, будущим врачам не обязательно изучать бугорки на каждой кости и наизусть знать формулы цикла Кребса — достаточно общего понимания концепта?
  • По какому предмету будет экзамен, а по какому зачет? И в каком формате они будут проходить? Какие там будут вопросы? Это тоже решает вуз.

Помимо образовательной программы, нужно будет сделать кучу других чисто формальных документов: учебный план, календарный план, рабочие программы каждой дисциплины и много чего еще.

Чем недовольны студенты и врачи

Важно ответить на этот вопрос, чтобы понять, как вам лучше строить свой вуз. Ниже перечислим несколько популярных претензий к медицинскому образованию (в комментариях расскажите, что беспокоит вас).

Перегруженность программы. Для примера можно заглянуть в учебный план Новосибирского ГМУ по специальности «Лечебное дело», потому что именно там провел первые три года учебы автор статьи. Но ситуация будет примерно такой же и в других вузах: ради интереса можете заглянуть в программы Сеченовского университета и Пермского ГМУ.

Для справки. Одна зачетная единица = 36 академических часов = 27 астрономических часов.

В НГМУ из 283 зачетных единиц обязательной части только половина — 139 — относится к клиническим. Давайте посмотрим несколько предметов, которые относятся к оставшимся 144 единицам и проходят на первых курсах.

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

Итак, мы взяли всего десять предметов, которые косвенно связаны с работой врача. Вместе они занимают 26 зачетных единиц — 936 часов! Это время можно было уделить клиническим дисциплинам, практике, курсам по коммуникации с пациентам и много чему еще. Или же часть этих дисциплин можно было бы переработать и преподавать уже на старших курсах.

Конечно, хочется дать как можно больше знаний будущим врачам. Но это только приводит к усложнению жизни студентов на первых курсах и мешает изучению профильных дисциплин. Кроме того, память человека работает так, что информацию нужно постоянно повторять или применять на практике. Поэтому уже через год в голове студентов мало что остается — и это нормально.

Плюс наука не стоит на месте. И фактически с каждым годом студенту нужно изучать все больше и больше материала — как по медицине, так и по непрофильным предметам вроде истории. Как уместить все в шесть лет?

Оторванность фундамента от клиники. Далеко не все, что написано в учебниках по анатомии, биохимии и другим базовым предметам, реально используют врачи. Помните ли вы точки прикрепления всех мышц? А сможете рассказать, на какую сторону света должны выходить окна стационара?

И здесь возникает главный вопрос: почему мы вообще даем будущим врачам именно эти знания? Нужно ли на самом деле нам изучать фундаментальные дисциплины в таком огромном объеме? Есть ли у нас доказательства, что знание бугорков на позвонках делает лучших врачей?

Давайте еще раз обратимся к учебному плану НГМУ и посмотрим на фундаментальные предметы.

При этом важно понимать, что зачастую фундаментальные дисциплины преподают люди, которые сами врачами уже давно не работают или никогда не работали. Они просто не знают, что действительно нужно знать практикующему специалисту.

Нехватка практических навыков. Здесь можно выделить две проблемы.

Первая – со стороны ФГОС: из 360 зачетных единиц только 33 отводится на полноценную практику — меньше 10%. Это примерно по месяцу на каждом году обучения. Но тут стоит сказать, что вузы могут увеличить длительность практики. Например, в НГМУ 45 зачетных единиц. Достаточно ли этого?

Вторая проблема — организация со стороны вузов. Часто к практике относятся достаточно формально. И многое зависит от конкретных врачей и медсестер на местах. В одних случаях они будут помогать, в других — использовать студентов как бесплатную рабочую силу.

Кроме того, число студентов каждый год растет, а вот клинических баз намного больше не становится. Поэтому во время практики обучающиеся просто не могут в полной мере почувствовать себя врачом.

Отдельный вопрос — это клинические дисциплины. Их проводят по большей части в теоретическом формате. Так легче, да и пациентов ведь не хватает. А преподавателю параллельно еще прием вести надо или на операцию сходить.

Плюс всегда возникает вопрос к тому, какие же клинические дисциплины преподавать. И снова вернемся к учебному плану НГМУ. Рассмотрим буквально пять дисциплин.

Значит ли, что от фундаментальных дисциплин нужно отказаться? Нет. Но стоит ответить на вопрос: что нам важно в молодом враче и чему конкретно мы должны его учить, чтобы дать нужные знания и навыки.

Что происходит с образованием на местах

Казалось бы, у вузов есть огромная свобода, чтобы делать уникальные образовательные программы. Но если посмотреть на образовательные программы разных вузов России, мы увидим очень похожие таблицы со списком дисциплин. Отличия будут минимальными.

Таблицы не показывают, как в реальности проходят занятия. Но если пообщаться со студентами из разных вузов, окажется, что учатся они довольно похожим образом: те же учебники, темы занятий, форматы учебы и прочее.

Можно было бы сказать, что у нас идеальное образование, поэтому все учатся по единому стандарту. Но вряд ли все так радужно. Задача статьи — показать точки роста и вызвать дискуссию, чтобы развить наше здравоохранение.

Давайте попробуем выделить хотя бы несколько причин, почему изменить что-то так сложно:

  • Традиции. Если вы нанимаете преподавателя, который последние 10/20/30 лет учил по одной и той же методике, то представьте его лицо, когда вы скажете, что нужно многое поменять. Примерно такое же лицо будет у завкафедрой и проректора по учебной работе.
  • Образовательные материалы. Учебники, по которым учатся студенты сейчас, мало чем отличаются от изданий времен СССР. А чтобы сделать что-то новое, придется потратить очень много сил, времени и денег.
  • Это просто сложно. Намного проще скопировать уже существующую систему из других вузов и нанять преподавателей из других вузов. Останется только внести несколько косметических изменений. И все. Не нужно будет думать, как сократить фундамед и дать больше практики.

В подготовке материала участвовал Владислав Ледовский, руководитель проекта Ordinatura.org, исследователь медицинского образования.

Сообщение Ненужная зубрежка, нехватка реальной практики, устаревшие учебники — проблемы образовательных программ медицинских ВУЗов появились сначала на Медицинская Россия.

Нужно ли врачу заучивать все формулы цикла Кребса, знать наизусть каналы височной кости, необходимы ли такие предметы, как, например, гигиена и безопасность жизнедеятельности?

Перегруженность программы непрофильными дисциплинами, катастрофическая нехватка практических занятий, отсутствие мотивации к учёбе у студентов и преподавателей, которые уже давно не работают врачами или не работали ими вообще — это только часть проблем медицинского образования в стране.

«Медицинская Россия» разбиралась, как медицинские вузы составляют образовательные программы, почему в них так много неклинических дисциплин и они перегружены лишней информацией, как ректоры могут поменять систему и сделать её более удобной для студентов и полезной для отечественной медицины.

Как государство регламентирует образование

Представьте, что вы ректор нового медвуза и хотите открыть набор по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Для вас важно получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и государственную аккредитацию — она нужна по двум причинам:

1. Обучающиеся мужского пола получают отсрочку от срочной службы только в том случае, если учатся в аккредитованном вузе.

2. Врач должен обязательно пройти первичную аккредитацию, чтобы получить доступ к работе по специальности. Но сделать это могут только выпускники вузов с государственной аккредитацией.

Чтобы получить государственную аккредитацию по специальности «Лечебное дело», вы должны составить программу обучения в соответствии с двумя документами: федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и профстандартом специальности. Разберем каждый подробнее.

ФГОС специальности «Лечебное дело». В этом документе описаны основные требования к специальности «Лечебное дело». Там указано, сколько длится обучение, какое количество часов идет на практику и аудиторные занятия, какой должен быть преподавательский состав.

Еще во ФГОС прописаны обязательные предметы для студентов-лечебников. И вы удивитесь, но это не анатомия и не биохимия, а история, иностранный язык, философия, безопасность жизнедеятельности и физкультура.

Откуда же берутся другие предметы?

Вы как ректор сами выбираете их на основе прописанных во ФГОС компетенций. Они бывают трех видов:

1. Общекультурные компетенции. Например, готовность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайной ситуации.

2. Общепрофессиональные компетенции. Например, готовность к ведению медицинской документации.

3. Профессиональные компетенции. Например, готовность к ведению физиологической беременности и приему родов.

Профстандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». Этот документ определяет, что должен уметь делать специалист в виде трудовых функций и действий. При составлении образовательной программы вы должны ориентироваться на то, что там написано.

Например, одна из трудовых функций врача-лечебника — оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах. Значит, этому вы и должны учить.

А теперь подумайте, сколько действующих врачей сможет на месте оказать первую помощь? Знают ли они, как накладывать давящую повязку или делать тампонаду? Смогут ли они без остановки провести эффективную СЛР хотя бы десять минут?

Как вузы составляют образовательные программы 

Ни ФГОС, ни профстандарт не накладывают сильные ограничения на вузы. Да, прописаны компетенции и трудовые функции, но вы как ректор сами выбираете, чему будете обучать. Да, утверждены обязательные предметы вроде философии, но вы сами решаете, что будет на занятиях.

И вот вы ректор новенького вуза. Вам нужно придумать, как организовать обучением так, чтобы покрыть все компетенции и трудовые функции будущих врачей. Для этого вы должны прописать образовательную программу, состоящую из дисциплин.

Что может сделать администрация вуза:

  • Предметы, утвержденные ФГОС, отменять нельзя, но вы сами определяете, как их преподавать. Например, на безопасности жизнедеятельности можно не заучивать расшифровку РСЧС, а проводить полноценные курсы по оказанию первой и медицинской помощи: BLS, ALS, ITLS и прочие. И делать это с повторением раз в полгода в течение всех шести лет.
  • Все остальные предметы вы вправе утверждать на ваше усмотрение. Например, патофизиологию и патанатомию можно объединить в патологию. А коммуникативные навыки вынести из пропедевтики и преподавать их отдельно.
  • Вы сами решаете, что будет внутри предметов. Главное — чтобы они помогали в освоении компетенций и трудовых функций. Возможно, будущим врачам не обязательно изучать бугорки на каждой кости и наизусть знать формулы цикла Кребса — достаточно общего понимания концепта?
  • По какому предмету будет экзамен, а по какому зачет? И в каком формате они будут проходить? Какие там будут вопросы? Это тоже решает вуз.

Помимо образовательной программы, нужно будет сделать кучу других чисто формальных документов: учебный план, календарный план, рабочие программы каждой дисциплины и много чего еще.

Чем недовольны студенты и врачи

Важно ответить на этот вопрос, чтобы понять, как вам лучше строить свой вуз. Ниже перечислим несколько популярных претензий к медицинскому образованию (в комментариях расскажите, что беспокоит вас).

Перегруженность программы. Для примера можно заглянуть в учебный план Новосибирского ГМУ по специальности «Лечебное дело», потому что именно там провел первые три года учебы автор статьи. Но ситуация будет примерно такой же и в других вузах: ради интереса можете заглянуть в программы Сеченовского университета и Пермского ГМУ.

Для справки. Одна зачетная единица = 36 академических часов = 27 астрономических часов.

В НГМУ из 283 зачетных единиц обязательной части только половина — 139 — относится к клиническим. Давайте посмотрим несколько предметов, которые относятся к оставшимся 144 единицам и проходят на первых курсах.

Итак, мы взяли всего десять предметов, которые косвенно связаны с работой врача. Вместе они занимают 26 зачетных единиц — 936 часов! Это время можно было уделить клиническим дисциплинам, практике, курсам по коммуникации с пациентам и много чему еще. Или же часть этих дисциплин можно было бы переработать и преподавать уже на старших курсах.

Конечно, хочется дать как можно больше знаний будущим врачам. Но это только приводит к усложнению жизни студентов на первых курсах и мешает изучению профильных дисциплин. Кроме того, память человека работает так, что информацию нужно постоянно повторять или применять на практике. Поэтому уже через год в голове студентов мало что остается — и это нормально.

Плюс наука не стоит на месте. И фактически с каждым годом студенту нужно изучать все больше и больше материала — как по медицине, так и по непрофильным предметам вроде истории. Как уместить все в шесть лет?

Оторванность фундамента от клиники. Далеко не все, что написано в учебниках по анатомии, биохимии и другим базовым предметам, реально используют врачи. Помните ли вы точки прикрепления всех мышц? А сможете рассказать, на какую сторону света должны выходить окна стационара?

И здесь возникает главный вопрос: почему мы вообще даем будущим врачам именно эти знания? Нужно ли на самом деле нам изучать фундаментальные дисциплины в таком огромном объеме? Есть ли у нас доказательства, что знание бугорков на позвонках делает лучших врачей?

Давайте еще раз обратимся к учебному плану НГМУ и посмотрим на фундаментальные предметы.

При этом важно понимать, что зачастую фундаментальные дисциплины преподают люди, которые сами врачами уже давно не работают или никогда не работали. Они просто не знают, что действительно нужно знать практикующему специалисту.

Нехватка практических навыков. Здесь можно выделить две проблемы.

Первая – со стороны ФГОС: из 360 зачетных единиц только 33 отводится на полноценную практику — меньше 10%. Это примерно по месяцу на каждом году обучения. Но тут стоит сказать, что вузы могут увеличить длительность практики. Например, в НГМУ 45 зачетных единиц. Достаточно ли этого?

Вторая проблема — организация со стороны вузов. Часто к практике относятся достаточно формально. И многое зависит от конкретных врачей и медсестер на местах. В одних случаях они будут помогать, в других — использовать студентов как бесплатную рабочую силу.

Кроме того, число студентов каждый год растет, а вот клинических баз намного больше не становится. Поэтому во время практики обучающиеся просто не могут в полной мере почувствовать себя врачом.

Отдельный вопрос — это клинические дисциплины. Их проводят по большей части в теоретическом формате. Так легче, да и пациентов ведь не хватает. А преподавателю параллельно еще прием вести надо или на операцию сходить.

Плюс всегда возникает вопрос к тому, какие же клинические дисциплины преподавать. И снова вернемся к учебному плану НГМУ. Рассмотрим буквально пять дисциплин.

Значит ли, что от фундаментальных дисциплин нужно отказаться? Нет. Но стоит ответить на вопрос: что нам важно в молодом враче и чему конкретно мы должны его учить, чтобы дать нужные знания и навыки.

Что происходит с образованием на местах

Казалось бы, у вузов есть огромная свобода, чтобы делать уникальные образовательные программы. Но если посмотреть на образовательные программы разных вузов России, мы увидим очень похожие таблицы со списком дисциплин. Отличия будут минимальными.

Таблицы не показывают, как в реальности проходят занятия. Но если пообщаться со студентами из разных вузов, окажется, что учатся они довольно похожим образом: те же учебники, темы занятий, форматы учебы и прочее.

Можно было бы сказать, что у нас идеальное образование, поэтому все учатся по единому стандарту. Но вряд ли все так радужно. Задача статьи — показать точки роста и вызвать дискуссию, чтобы развить наше здравоохранение.

Давайте попробуем выделить хотя бы несколько причин, почему изменить что-то так сложно:

  • Традиции. Если вы нанимаете преподавателя, который последние 10/20/30 лет учил по одной и той же методике, то представьте его лицо, когда вы скажете, что нужно многое поменять. Примерно такое же лицо будет у завкафедрой и проректора по учебной работе.
  • Образовательные материалы. Учебники, по которым учатся студенты сейчас, мало чем отличаются от изданий времен СССР. А чтобы сделать что-то новое, придется потратить очень много сил, времени и денег.
  • Это просто сложно. Намного проще скопировать уже существующую систему из других вузов и нанять преподавателей из других вузов. Останется только внести несколько косметических изменений. И все. Не нужно будет думать, как сократить фундамед и дать больше практики.

В подготовке материала участвовал Владислав Ледовский, руководитель проекта Ordinatura.org, исследователь медицинского образования.

Сообщение Ненужная зубрежка, нехватка реальной практики, устаревшие учебники — проблемы образовательных программ медицинских ВУЗов появились сначала на Медицинская Россия.

Exit mobile version