Recipe.Ru

Неграмотное и неоперативное госрегулирование душит российский фармрынок

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Фармрынок: усиление госрегулирования и снижение спроса». Ее участники отмечают, что усиление госрегулирование замедлило темпы роста фармотрасли. По мнению экспертов, регулирование фармрынка должно строиться не на основе политических побуждений, а на создании нормативно-правовой базы, способствующей развитию отрасли, сообщает пресс-служба «ФИНАМ».

Прошедший год для фармотрасли был тяжелым и низкорентабельным. Это стало следствием введения государственного регулирования цен на основные медикаменты, что, в свою очередь, негативным образом отразилось на доходности представителей аптечного бизнеса, считают участники организованной «ФИНАМом» конференции.

«Рентабельность аптечного бизнеса в последнее время была на уровне 2-3,5%, но в конце 2010 года начала снижаться и в 2011 году упала до 0,7-0,9%, – отмечает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина.- Это объясняется тем, что в 2011 г. для аптечных предприятий в регионах значительно выросли страховые взносы – была ставка 14%, а стала 34%. Регулирование оптовых наценок на уровне региона проводилось в ряде случаев не по методике, а из политических побуждений снизить стоимость ЖНВЛП».

Увеличение фискальной нагрузки и регулирование сектора определенно оказывают дополнительное давление на фармацевтическую розницу, добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «Сравнительно небольшие по масштабам бизнеса региональные компании ощущают это давление достаточно остро. Полагаю, это может быть одним из драйверов дальнейшего укрупнения рынка».

Для того чтобы остаться рентабельной, отечественной фармотрасли необходима не только государственная поддержка, но и, в первую очередь, создание нормативно-правовой базы и ее правоприменение всеми участниками рынка, считают эксперты. Так, например, по мнению г-жи Неволиной, следует убрать из сферы госрегулирования то, что можно делать на конкурентной основе – это всегда приводит к снижению цены вопроса.

«Несмотря на наличие программных документов (Стратегия «Фарма-2020», ФЦП), мы не видим конкретной государственной политики», добавляет гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев: «До сих пор не выработана национальная лекарственная политика. Структура потребления лекарств не соответствует структуре заболеваемости, а запланированные показатели ФЦП не увязаны с индикаторами здравоохранения. Рынок постоянно сталкивается с межведомственной разобщенностью, которая стала тормозом для поступательного развития отрасли. Ведомства, которые отвечают за разные аспекты фармы, не могут договориться между собой».

Эксперты указывают на большое количество противоречий и «белых пятен» в законах, регулирующих фармацевтическую отрасль и здравоохранение. Также проблемой является длительное ожидание подготовки нормативных актов по наиболее насущным проблемам фармрынка, отсутствие нормальной практики общественного обсуждения этих норм.

В свою очередь, гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев добавляет, что, например, так ужасно, как сейчас, в сфере регистрации и проведения Клинических исследований дела не обстояли никогда. «Ни одно из обещаний Минздравсоцразвития не выполнено, – говорит эксперт. – Мы ждем перемен и в нормативно-правовой базе и в ее правоприменении, в кадровом составе участников вышеуказанных процедур и со стороны регуляторов».

{mossh}
Exit mobile version