Как следует из фабулы дела, в начале 2024 года ТФОМС провел выездную внеплановую проверку расходования средств ОМС за 2022-2023 годы. В результате выяснилось, что в декабре 2022 года омский филиал «Нефросовета» на средства ОМС приобрел 32 аппарата гемодиализа 2014-2019 годов выпуска на общую сумму 28,8 млн рублей. При этом у медучреждения на момент сделки в течение трех месяцев была зафиксирована непогашенная кредиторская задолженность перед тремя контрагентами, которую проверяющие оценили в 2 млн рублей: 1,3 млн у строительного подрядчика, осуществлявшего ремонт, и еще два обязательства чуть более чем по 300 тысяч рублей – перед индивидуальным предпринимателем и контрагентом.
При этом действующее законодательство об ОМС ограничивает право трат по ОМС на приобретение основного медоборудования стоимостью более 100 тысяч и до 1 млн рублей за единицу при отсутствии у медорганизации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности. В связи с этим ТФОМС посчитал направленные на закупку аппаратов средства нецелевым расходованием, что означало для «Нефросовета» необходимость перечислить эквивалентную сумму обратно в бюджет фонда.
Частное медучреждение не согласилось с выводами ТФОМС и подало иск в Арбитражный суд Омской области. Клиника апеллировала к тому, что не могла погасить часть задолженности за счет средств ОМС, поскольку, по мнению истцов, эти транзакции не относились к основной деятельности медучреждения и также могли быть восприняты ТФОМС как нецелевое расходование средств. Клиника также пыталась доказать некорректность бухгалтерских показателей на момент заключения договора о поставке медоборудования, ссылаясь на претензионную работу с контрагентами, однако суд с сомнениям отнесся к предоставленным «Нефросоветом» бумагам, указав на несоответствие дат и сумм обстоятельствам дела. В результате суд первой инстанции отказал в иске, апелляция оставила решение без изменений, а кассация подтвердила вердикт нижестоящих инстанций.
Лимити в оплате медоборудования суммой в 1 млн рублей, если у организаций нет просроченной кредиторской задолженности, и в 100 тысяч рублей, если таковая образовалась, были введены Минздравом РФ в начале 2023 года. Нововведение было призвано повысить эффективность трат и сэкономить средства терфондов ОМС. В конце декабря 2023 года уточняющие изменения были внесены в 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».
ГК «Нефросовет» входит в пятерку крупнейших операторов рынка заместительной почечной терапии, объединяет 50 медучреждений в 27 регионах РФ, включая поликлиники, центры амбулаторного диализа, нефродиспансеры и нефроцентры. Структуры группы также занимаются поставкой расходных материалов для гемодиализа и дополнительным профессиональным образованием.
Как следует из фабулы дела, в начале 2024 года ТФОМС провел выездную внеплановую проверку расходования средств ОМС за 2022-2023 годы. В результате выяснилось, что в декабре 2022 года омский филиал «Нефросовета» на средства ОМС приобрел 32 аппарата гемодиализа 2014-2019 годов выпуска на общую сумму 28,8 млн рублей. При этом у медучреждения на момент сделки в течение трех месяцев была зафиксирована непогашенная кредиторская задолженность перед тремя контрагентами, которую проверяющие оценили в 2 млн рублей: 1,3 млн у строительного подрядчика, осуществлявшего ремонт, и еще два обязательства чуть более чем по 300 тысяч рублей – перед индивидуальным предпринимателем и контрагентом.
При этом действующее законодательство об ОМС ограничивает право трат по ОМС на приобретение основного медоборудования стоимостью более 100 тысяч и до 1 млн рублей за единицу при отсутствии у медорганизации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности. В связи с этим ТФОМС посчитал направленные на закупку аппаратов средства нецелевым расходованием, что означало для «Нефросовета» необходимость перечислить эквивалентную сумму обратно в бюджет фонда.
Частное медучреждение не согласилось с выводами ТФОМС и подало иск в Арбитражный суд Омской области. Клиника апеллировала к тому, что не могла погасить часть задолженности за счет средств ОМС, поскольку, по мнению истцов, эти транзакции не относились к основной деятельности медучреждения и также могли быть восприняты ТФОМС как нецелевое расходование средств. Клиника также пыталась доказать некорректность бухгалтерских показателей на момент заключения договора о поставке медоборудования, ссылаясь на претензионную работу с контрагентами, однако суд с сомнениям отнесся к предоставленным «Нефросоветом» бумагам, указав на несоответствие дат и сумм обстоятельствам дела. В результате суд первой инстанции отказал в иске, апелляция оставила решение без изменений, а кассация подтвердила вердикт нижестоящих инстанций.
Лимити в оплате медоборудования суммой в 1 млн рублей, если у организаций нет просроченной кредиторской задолженности, и в 100 тысяч рублей, если таковая образовалась, были введены Минздравом РФ в начале 2023 года. Нововведение было призвано повысить эффективность трат и сэкономить средства терфондов ОМС. В конце декабря 2023 года уточняющие изменения были внесены в 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».
ГК «Нефросовет» входит в пятерку крупнейших операторов рынка заместительной почечной терапии, объединяет 50 медучреждений в 27 регионах РФ, включая поликлиники, центры амбулаторного диализа, нефродиспансеры и нефроцентры. Структуры группы также занимаются поставкой расходных материалов для гемодиализа и дополнительным профессиональным образованием.