Исследование группы авторов во главе с руководителем проектного офиса «Управление лекарственным обеспечением» НИИ Сергея Линника опубликовано в свежем номере журнала «Менеджмент в здравоохранении» (№2, 2023).
Ученые поставили цель определить точные расходы региональных и федерального бюджета на амбулаторное льготное лекобеспечение в регионах России по постановлению Правительства РФ №890 от 30 июля 1994 года и Федеральному закону №178 от 17 июля 1999 года соответственно. Из контура анализа авторы исключили закупки лекарств из перечня ВЗН, а нозологии ограничили злокачественными новообразованиями (ЗНО), сахарным диабетом (СД) и бронхообструктивными заболеваниями, в том числе ХОБЛ.
Сотрудники НИИ проанализировали госзакупки лекарств за 2019-2021 годы в субъектах РФ восьми федеральных округов, а также подсчитали относительные расходы в расчете на одного пациента в год. В случае с ЗНО за одного пациента был взят человек, состоящий в субъекте на учете с впервые выявленным диагнозом, а в случае с БОЗ и СД – имеющий соответствующий диагноз.
Из полученных данных следует, что на лечение ЗНО субъекты потратили в 2021 году 31,7 млрд рублей из своего бюджета, что чуть выше показателя 2019 года в 28 млрд рублей, а из федеральной казны ушло лишь 4,9 и 6,5 млрд рублей в 2021-м и 2019 году соответственно.
Наибольшие собственные расходы в 2021 году были у Центрального федерального округа (исключая Москву) – 9,5 млрд рублей. Меньше всего онкопрепаратов закупали в Северо-Кавказском ФО, только на 447 млн рублей. Похожий расклад в тратах на одного пациента (региональный + федеральный бюджеты): в ЦФО показатель достигал 111,3 тысячи рублей, так же много тратили в Северо-Западном ФО, 112,1 тысячи рублей. Минимальными оказались траты в Приволжском округе и СКФО, 21,8 тысячи рублей и 25 тысяч рублей на человека соответственно.
На СД в России в 2021 году ушло 36,6 млрд рублей, или 7,6 тысячи рублей на пациента, а в сегменте БОЗ – 9,2 млрд рублей и 5,2 тысячи рублей соответственно.
Исследователи выявили неопределенность в ежегодной динамике объема расходов на льготное лекобеспечение по всем трем нозологиям. Из 29 детально проанализированных субъектов Уральского, Южного и Центрального ФО в 2019-2021 годах только в шести увеличились траты на сегмент в пересчете на одного пациента – в Астраханской, Владимирской, Тверской, Тюменской и Калужской областях и в Республике Калмыкия. В то же время, во всех регионах суммы могли как увеличиваться, так и уменьшаться год к году в течение трех лет.
В приближении к субъектам разница в расходах оказалась еще более заметна. В Московской области объем трат достиг 280 тысяч рублей на пациента в 2021 году, в то же время в Тамбовской области того же ФО показатель составил 25 тысяч рублей. Минимальны траты, к примеру, в Ростовской области (21 тысяча рублей) и Волгоградской области (17 тысяч рублей).
Кроме того, прослеживается избирательность, то есть нередки ситуации, когда субъект больше (по сравнению с регионами своего ФО) финансирует конкретную нозологию. По мнению авторов, федеральная льготная программа в некоторых субъектах «разрушилась» после введения монетизации льготы. Например, в Краснодарском крае только 21–23% федеральных льготников выбирали в 2012-2020 годах лекарства, а не компенсацию.
Среди других выводов исследования – субъекты принимают решение о снабжении пациентов по ПП №890 по своему усмотрению, включают разное количество МНН в региональные перечни и по-разному обеспечивают пациентов. Проблему можно решить, по мнению сотрудников НИИ, созданием единой методики определения потребности в лекарственных препаратах на амбулаторном этапе лечения.
О похожей проблеме в сфере борьбы в с онкозаболеваниями в начале 2022 года сообщили Минздрав РФ и ФФОМС. По их данным, ряд регионов необоснованно и заметно сократили свои расходы на закупку онкопрепаратов, наращивая взамен объемы ОМС. С другой стороны сами регионы заявляют, что с дефицитом бюджета именно система ОМС – главный источник финансов для закупки профильных лекарств.
Исследование группы авторов во главе с руководителем проектного офиса «Управление лекарственным обеспечением» НИИ Сергея Линника опубликовано в свежем номере журнала «Менеджмент в здравоохранении» (№2, 2023).
Ученые поставили цель определить точные расходы региональных и федерального бюджета на амбулаторное льготное лекобеспечение в регионах России по постановлению Правительства РФ №890 от 30 июля 1994 года и Федеральному закону №178 от 17 июля 1999 года соответственно. Из контура анализа авторы исключили закупки лекарств из перечня ВЗН, а нозологии ограничили злокачественными новообразованиями (ЗНО), сахарным диабетом (СД) и бронхообструктивными заболеваниями, в том числе ХОБЛ.
Сотрудники НИИ проанализировали госзакупки лекарств за 2019-2021 годы в субъектах РФ восьми федеральных округов, а также подсчитали относительные расходы в расчете на одного пациента в год. В случае с ЗНО за одного пациента был взят человек, состоящий в субъекте на учете с впервые выявленным диагнозом, а в случае с БОЗ и СД – имеющий соответствующий диагноз.
Из полученных данных следует, что на лечение ЗНО субъекты потратили в 2021 году 31,7 млрд рублей из своего бюджета, что чуть выше показателя 2019 года в 28 млрд рублей, а из федеральной казны ушло лишь 4,9 и 6,5 млрд рублей в 2021-м и 2019 году соответственно.
Наибольшие собственные расходы в 2021 году были у Центрального федерального округа (исключая Москву) – 9,5 млрд рублей. Меньше всего онкопрепаратов закупали в Северо-Кавказском ФО, только на 447 млн рублей. Похожий расклад в тратах на одного пациента (региональный + федеральный бюджеты): в ЦФО показатель достигал 111,3 тысячи рублей, так же много тратили в Северо-Западном ФО, 112,1 тысячи рублей. Минимальными оказались траты в Приволжском округе и СКФО, 21,8 тысячи рублей и 25 тысяч рублей на человека соответственно.
На СД в России в 2021 году ушло 36,6 млрд рублей, или 7,6 тысячи рублей на пациента, а в сегменте БОЗ – 9,2 млрд рублей и 5,2 тысячи рублей соответственно.
Исследователи выявили неопределенность в ежегодной динамике объема расходов на льготное лекобеспечение по всем трем нозологиям. Из 29 детально проанализированных субъектов Уральского, Южного и Центрального ФО в 2019-2021 годах только в шести увеличились траты на сегмент в пересчете на одного пациента – в Астраханской, Владимирской, Тверской, Тюменской и Калужской областях и в Республике Калмыкия. В то же время, во всех регионах суммы могли как увеличиваться, так и уменьшаться год к году в течение трех лет.
В приближении к субъектам разница в расходах оказалась еще более заметна. В Московской области объем трат достиг 280 тысяч рублей на пациента в 2021 году, в то же время в Тамбовской области того же ФО показатель составил 25 тысяч рублей. Минимальны траты, к примеру, в Ростовской области (21 тысяча рублей) и Волгоградской области (17 тысяч рублей).
Кроме того, прослеживается избирательность, то есть нередки ситуации, когда субъект больше (по сравнению с регионами своего ФО) финансирует конкретную нозологию. По мнению авторов, федеральная льготная программа в некоторых субъектах «разрушилась» после введения монетизации льготы. Например, в Краснодарском крае только 21–23% федеральных льготников выбирали в 2012-2020 годах лекарства, а не компенсацию.
Среди других выводов исследования – субъекты принимают решение о снабжении пациентов по ПП №890 по своему усмотрению, включают разное количество МНН в региональные перечни и по-разному обеспечивают пациентов. Проблему можно решить, по мнению сотрудников НИИ, созданием единой методики определения потребности в лекарственных препаратах на амбулаторном этапе лечения.
О похожей проблеме в сфере борьбы в с онкозаболеваниями в начале 2022 года сообщили Минздрав РФ и ФФОМС. По их данным, ряд регионов необоснованно и заметно сократили свои расходы на закупку онкопрепаратов, наращивая взамен объемы ОМС. С другой стороны сами регионы заявляют, что с дефицитом бюджета именно система ОМС – главный источник финансов для закупки профильных лекарств.