Изменения предложено внести в п. 5 ч. 4 ст. 13 №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Среди разработчиков – председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ) и председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). Если документ примут, он вступит в силу спустя 90 дней с даты опубликования.
Проектом ФЗ предложено расширить перечень оснований для предоставления сведений, составляющих медицинскую тайну, органам внутренних дел в отношении иностранных граждан. Правоохранители смогут получать данные об оказании неотложной или экстренной медпомощи иностранцам без полиса ОМС или ДМС для проведения дальнейших контрольных мероприятий на предмет законности нахождения человека на территории России.
В пояснительной записке указано, что в соответствии со статьей 23 закона «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», иностранцам запрещен въезд в Россию при отсутствии медицинского полиса – ограничение распространяется на всех, вне зависимости от необходимости получения визы и целей въезда.
Несмотря на это, отмечают авторы законопроекта, иностранцы не торопятся получать полисы, а в суде при рассмотрении дел по привлечению их к административной ответственности заявляют – полис ДМС им не нужен, раз экстренную и неотложную помощь окажут в любом случае совершенно бесплатно.
«Это приводит к злоупотреблениям со стороны иностранных граждан, а также излишней нагрузке на систему здравоохранения, когда экстренная и неотложная помощь оказывается иностранным гражданам за бюджетный счет, при этом они не оформляют полисы добровольного медицинского страхования намеренно, рассчитывая на такую помощь и которую безусловно получат в рамках заключенных международных соглашений», – говорится в пояснительной записке.
Авторы инициативы напомнили, что к неотложной или экстренной медпомощи относится и родовспоможение – женщины, приехавшие из стран, с которыми заключены соответствующие международные договоры и соглашения, могут рожать в России бесплатно. Депутаты настаивают – это «совершенно несправедливо по отношению к нашим согражданам».
«Наличие таких соглашений не означает, что наша страна не может обязать иметь иностранных граждан полисы добровольного медицинского страхования при въезде, так как речь в международных соглашениях идет исключительно об экстренной и неотложной помощи при определенных медицинских состояниях, а не о любых медицинских услугах. Соответственно, рассчитывая на бесплатную экстренную помощь, профилактика здоровья остается за рамками, что влечет за собой распространение инфекционных заболеваний в среде мигрантов», – уточнили разработчики.
В правительстве уже предоставили заключение на проект ФЗ – там указали, что документ нуждается в существенной доработке. «Проектируемая норма, возлагая на медицинские организации дополнительную обязанность по информированию органов внутренних дел обо всех случаях оказания неотложной или экстренной медицинской помощи иностранному гражданину при отсутствии у него полиса обязательного медицинского страхования или полиса добровольного медицинского страхования, не учитывает, что отсутствие указанного полиса у иностранного гражданина не всегда сопряжено с нарушением порядка временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации», – отмечается в отзыве.
Кроме того, указано в заключении, в законопроекте не учитывается, что при оказании экстренной медпомощи не всегда есть возможность установить факт наличия (отсутствия) полиса или договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенного с медорганизацией.
В правительстве полагают, что возложение на МВД новой обязанности может повлечь необходимость в дополнительном финансировании за счет средств федерального бюджета. При этом в законопроекте отсутствуют нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходов.
В августе 2025 года Ярослав Нилов уже вносил похожий законопроект в Госдуму. Тогда в пояснительной записке также уточнялось – инициатива обоснована «злоупотреблениями со стороны иностранных граждан» и «излишней нагрузкой на систему здравоохранения». В середине сентября Комитет по охране здоровья рекомендовал включить законопроект в примерную программу осенней сессии Госдумы. Дальнейшего движения документ не получил.
Изменения предложено внести в п. 5 ч. 4 ст. 13 №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Среди разработчиков – председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ) и председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). Если документ примут, он вступит в силу спустя 90 дней с даты опубликования.
Проектом ФЗ предложено расширить перечень оснований для предоставления сведений, составляющих медицинскую тайну, органам внутренних дел в отношении иностранных граждан. Правоохранители смогут получать данные об оказании неотложной или экстренной медпомощи иностранцам без полиса ОМС или ДМС для проведения дальнейших контрольных мероприятий на предмет законности нахождения человека на территории России.
В пояснительной записке указано, что в соответствии со статьей 23 закона «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», иностранцам запрещен въезд в Россию при отсутствии медицинского полиса – ограничение распространяется на всех, вне зависимости от необходимости получения визы и целей въезда.
Несмотря на это, отмечают авторы законопроекта, иностранцы не торопятся получать полисы, а в суде при рассмотрении дел по привлечению их к административной ответственности заявляют – полис ДМС им не нужен, раз экстренную и неотложную помощь окажут в любом случае совершенно бесплатно.
«Это приводит к злоупотреблениям со стороны иностранных граждан, а также излишней нагрузке на систему здравоохранения, когда экстренная и неотложная помощь оказывается иностранным гражданам за бюджетный счет, при этом они не оформляют полисы добровольного медицинского страхования намеренно, рассчитывая на такую помощь и которую безусловно получат в рамках заключенных международных соглашений», – говорится в пояснительной записке.
Авторы инициативы напомнили, что к неотложной или экстренной медпомощи относится и родовспоможение – женщины, приехавшие из стран, с которыми заключены соответствующие международные договоры и соглашения, могут рожать в России бесплатно. Депутаты настаивают – это «совершенно несправедливо по отношению к нашим согражданам».
«Наличие таких соглашений не означает, что наша страна не может обязать иметь иностранных граждан полисы добровольного медицинского страхования при въезде, так как речь в международных соглашениях идет исключительно об экстренной и неотложной помощи при определенных медицинских состояниях, а не о любых медицинских услугах. Соответственно, рассчитывая на бесплатную экстренную помощь, профилактика здоровья остается за рамками, что влечет за собой распространение инфекционных заболеваний в среде мигрантов», – уточнили разработчики.
В правительстве уже предоставили заключение на проект ФЗ – там указали, что документ нуждается в существенной доработке. «Проектируемая норма, возлагая на медицинские организации дополнительную обязанность по информированию органов внутренних дел обо всех случаях оказания неотложной или экстренной медицинской помощи иностранному гражданину при отсутствии у него полиса обязательного медицинского страхования или полиса добровольного медицинского страхования, не учитывает, что отсутствие указанного полиса у иностранного гражданина не всегда сопряжено с нарушением порядка временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации», – отмечается в отзыве.
Кроме того, указано в заключении, в законопроекте не учитывается, что при оказании экстренной медпомощи не всегда есть возможность установить факт наличия (отсутствия) полиса или договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенного с медорганизацией.
В правительстве полагают, что возложение на МВД новой обязанности может повлечь необходимость в дополнительном финансировании за счет средств федерального бюджета. При этом в законопроекте отсутствуют нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходов.
В августе 2025 года Ярослав Нилов уже вносил похожий законопроект в Госдуму. Тогда в пояснительной записке также уточнялось – инициатива обоснована «злоупотреблениями со стороны иностранных граждан» и «излишней нагрузкой на систему здравоохранения». В середине сентября Комитет по охране здоровья рекомендовал включить законопроект в примерную программу осенней сессии Госдумы. Дальнейшего движения документ не получил.
