Recipe.Ru

МВД могут дать больше оснований для получения медицинской тайны иностранцев

МВД могут дать больше оснований для получения медицинской тайны иностранцев


Внести изменения предложено в статью 13 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».


В пояснительной записке к законопроекту указано, что несмотря на запрет въезда иностранцам без предъявления медицинского полиса, «имеется довольно обширная судебная практика», связанная с его нарушением. По данным Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России, приведенным депутатом Ниловым, по статье 18.8 Ко АП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в РФ) в 2024 году было выявлено 153 тысячи нарушений, а в I квартале 2025 года – более 60 тысяч нарушений.


Кроме того, иностранцы «пытаются доказать в суде, что полис добровольного медицинского страхования им вовсе не нужен», так как экстренную и неотложную помощь им окажут в любом случае, в том числе бесплатно. В пояснительной записке также говорится о том, что понесенные российским бюджетом расходы не возмещаются другими странами, гражданами которых являются иностранцы. Отмечено, что возможность получить бесплатные услуги по принятию родов для иностранного гражданина (страны, с которой заключены соответствующие международные договоры и соглашения) женского пола является несправедливостью по отношению к российским гражданам.


Вместе с тем, бесплатная экстренная и неотложная помощь не затрагивает профилактику здоровья, что может повлечь распространение инфекционных заболеваний в среде мигрантов, говорится в пояснении к проекту закона.


Раскрытие сведений, составляющих медицинскую тайну, органам внутренних дел в отношении иностранных граждан без полисов ОМС или ДМС позволит профильным ведомствам провести дальнейшие контрольные мероприятия на предмет законности нахождения на территории РФ, считает автор инициативы. В конце пояснительной записки сказано, что внесение изменений в ФЗ не повлечет дополнительных расходов из федбюджета.


В январе 2024 года Комитет Госдумы по охране здоровья выступил против законопроекта о допуске к медицинской тайне только лечащего врача. Ранее в 323-ФЗ были предложено не допускать полицию, военкоматы, работодателей и системы искусственного интеллекта к сведениям, составляющим врачебную тайну, без письменного или электронного согласия пациента. Причиной отказа одобрить законопроект послужило наличие действующего механизма для защиты врачебной тайны и возможное затруднение обмена данными между организациями.


В 323-ФЗ сейчас прописано 11 ситуаций, когда использование медицинской информации может производиться без согласия пациента или его представителя. Так, предоставление данных может происходить, когда состояние человека не позволяет выразить его волю, при угрозе распространения инфекционных и других опасных заболеваний, по запросу органов дознания и следствия, суда, прокуратуры и ФСИН, а также при запросах для обмена информацией между медорганизациями, в том числе размещенной в информационных системах, и учете и контроле в системе обязательного социального страхования.


Внести изменения предложено в статью 13 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».


В пояснительной записке к законопроекту указано, что несмотря на запрет въезда иностранцам без предъявления медицинского полиса, «имеется довольно обширная судебная практика», связанная с его нарушением. По данным Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России, приведенным депутатом Ниловым, по статье 18.8 Ко АП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в РФ) в 2024 году было выявлено 153 тысячи нарушений, а в I квартале 2025 года – более 60 тысяч нарушений.


Кроме того, иностранцы «пытаются доказать в суде, что полис добровольного медицинского страхования им вовсе не нужен», так как экстренную и неотложную помощь им окажут в любом случае, в том числе бесплатно. В пояснительной записке также говорится о том, что понесенные российским бюджетом расходы не возмещаются другими странами, гражданами которых являются иностранцы. Отмечено, что возможность получить бесплатные услуги по принятию родов для иностранного гражданина (страны, с которой заключены соответствующие международные договоры и соглашения) женского пола является несправедливостью по отношению к российским гражданам.


Вместе с тем, бесплатная экстренная и неотложная помощь не затрагивает профилактику здоровья, что может повлечь распространение инфекционных заболеваний в среде мигрантов, говорится в пояснении к проекту закона.


Раскрытие сведений, составляющих медицинскую тайну, органам внутренних дел в отношении иностранных граждан без полисов ОМС или ДМС позволит профильным ведомствам провести дальнейшие контрольные мероприятия на предмет законности нахождения на территории РФ, считает автор инициативы. В конце пояснительной записки сказано, что внесение изменений в ФЗ не повлечет дополнительных расходов из федбюджета.


В январе 2024 года Комитет Госдумы по охране здоровья выступил против законопроекта о допуске к медицинской тайне только лечащего врача. Ранее в 323-ФЗ были предложено не допускать полицию, военкоматы, работодателей и системы искусственного интеллекта к сведениям, составляющим врачебную тайну, без письменного или электронного согласия пациента. Причиной отказа одобрить законопроект послужило наличие действующего механизма для защиты врачебной тайны и возможное затруднение обмена данными между организациями.


В 323-ФЗ сейчас прописано 11 ситуаций, когда использование медицинской информации может производиться без согласия пациента или его представителя. Так, предоставление данных может происходить, когда состояние человека не позволяет выразить его волю, при угрозе распространения инфекционных и других опасных заболеваний, по запросу органов дознания и следствия, суда, прокуратуры и ФСИН, а также при запросах для обмена информацией между медорганизациями, в том числе размещенной в информационных системах, и учете и контроле в системе обязательного социального страхования.

Exit mobile version