Мурашко прокомментировал вопрос на расширенном заседании Комитета Госдумы по охране здоровья и Комитета по контролю 29 июня, реагируя на информацию Счетной палаты РФ о росте просроченной кредиторской задолженности в 2019-2021 годах более чем вполовину. Министр назвал проблему «вопросом управления экономикой» и предложил несколько путей ее решения.
В начале 2023 года все больше регионов заявили о росте просроченной кредиторской задолжнности клиник. Например, по итогам 2022 года просроченная задолженность медорганизаций Ярославской области по линии ОМС, несмотря на усилия учредителей, увеличилась у 14 организаций, причем у некоторых клиник долгов до 2022 года не было. К отрицательным показателям, считают в местном ТФОМС, привела неоптимальная структура организации медпомощи, в том числе избыточный коечный фонд и штаты с неполной загрузкой отделений. Также отмечен высокий объем удержания средств страховыми медорганизациями по случаям лечения COVID-19 и необходимость выполнять «майские» указы президента.
В Дагестане проблему попробовали решить административными мерами – через поручение главврачам с намеком на увольнения, в Забайкальском крае заявили о необходимости получения допфинансов из федерального бюджета. В Красноярском крае местная Счетная палата посчитала, что к росту долгов привела неэффективная работа минздрава.
Административными мерами снизить сумму задолженности решили и в Свердловской области. Министерство здравоохранения региона поставило размер премии главврачей в зависимость от размера долга. В случае если задолженность клиники составит менее 100 тысяч рублей, руководитель потеряет 5% от размера премии, если от 100 до 500 тысяч рублей, – 15%, свыше 501 тысячи (включительно) – 25%.
В Счетной палате России периодически собирают данные об объеме просроченной задолженности региональных медорганизаций. В 2021 году аудиторы проверили кредиторскую задолженность в 17 субъектах. Выяснилось, что в большинстве из них клиникам не удалось полностью погасить долги перед контрагентами в течение трех лет, а в отдельных регионах этот показатель увеличился в разы. Ситуацию могли бы исправить транзакции из региональных бюджетов, однако 53 региона на тот момент не дофинансировали ТФОМС.
Кроме того, не у всех регионов есть возможность дофинансировать медицину. По итогам 2022 года, сообщал Минздрав, дефицит терпрограмм госгарантий по линии регионального бюджета без учета средств ОМС был зафиксирован в 14 субъектах и составил 28,1 млрд рублей.
