Recipe.Ru

Мурашки от ума

Мурашки от ума

Почему у людей возникают мурашки при прослушивании приятной музыки

Яна Хлюстова, Анастасия Лебедева 
У кого возникают мурашки при прослушивании красивой музыки, как эти мурашки связаны с когнитивными способностями человека, кто такие асмртисты и зачем смотреть видеоролики, в которых люди постукивают по дереву, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
 

«От этой музыки у меня мурашки по коже», — наверное, каждый из нас в своей жизни слышал или говорил эти слова. При этом вряд ли мы задумывались о том, откуда эти мурашки берутся. На этот вопрос решили ответить ученые: команда психологов из Восточного университета штата Вашингтон выяснила, почему некоторые люди при прослушивании музыки испытывают приятные ощущения, такие как легкое покалывание кожи или мурашки (ученые называют их французским словом frisson, что в переводе означает «дрожь», «содрогание»). Такие же ощущения могут возникнуть при просмотре трогательной сцены в кино или при физическом контакте с любимым человеком. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Psychology of Music.

Согласно исследованиям, далеко не у всех людей возникают такие мурашки.

Благодаря предыдущим работам на данную тему ученые знали: большинство людей способны абсолютно точно назвать момент в музыкальном произведении, во время которого они испытали дрожь. Типичными примерами таких случаев являются неожиданно возникшая музыкальная гармония или внезапное вступление голоса (например, соло). Это объяснялось тем, что подобные музыкальные сюрпризы вызывают заряд положительных эмоций.

 

Авторы исследования Митчелл Колвер и Амани эль-Алайли предположили, что у людей, чувствующих мурашки при прослушивании музыки, сильно развита такая черта, как «открытость опыту» — один из пяти аспектов личности, входящих в модель «Большая пятерка» наряду с экстраверсией, нейротизмом, доброжелательностью и добросовестностью. Ученые отмечают, что люди, в характере которых черта «открытость опыту» проявляется особенно сильно, обладают хорошим воображением, стремятся к получению новых знаний, быстро запоминают новую информацию, а также, как правило, обладают богатым словарным запасом.

Модель «Большой пятерки» возникла в результате развития работ психологов Гордона Олпорта, Ганса Айзенка и Реймонда Кеттела. «Большая пятерка» предполагает, что каждый человек является носителем перечисленных выше независимых друг от друга черт. Все они проявляется в характере индивида в разной степени —

зная о том, в какой именно, можно предсказать поведение человека в определенных ситуациях, построить его корректный психологический портрет, а также обнаружить расстройство личности.

В предыдущих исследованиях «музыкальные» мурашки изучали с помощью ФМРТ — функциональной МРТ, разновидности магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. ФМРТ позволила изучить процесс появления дрожи поэтапно.

В текущем эксперименте принимали участие 113 студентов, которые прошли полную версию опросника NEO-PI-R, используемого при тестировании по методу «Большой пятерки» (полная версия включает в себя 240 вопросов). Затем испытуемые прослушали пять музыкальных отрывков, которые наиболее часто вызывают у людей мурашки, — отрывки были отобраны в ходе предыдущих исследований. Они включали в себя следующие композиции: «Страсти по Иоанну» Баха (первые 2 минуты 11 секунд произведения), «Концерт для фортепиано с оркестром №1» Шопена (первые 2 минуты 18 секунд), песня «Making Love Out of Nothing At All» дуэта Air Supply (первые 53 секунды), вокальная симфония «Mythodea» греческого композитора Вангелиса (первые 3 минуты 21 секунда. Кстати, именно эта симфония стала официальной музыкой миссии NASA «Марс Одиссей», запущенной в 2001 году), а также произведения «Oogway Ascends» Ганса Циммера (первые 2 минуты).

 

Состояние участников фиксировалось методом кожно-гальванической реакции (КГР) — биоэлектрической реакции, регистрируемой с поверхности кожи, а также по их собственной оценке. КГР, как и ФМРТ, позволила проследить за этапами возникновения мурашек.

В результате эксперимента предположения исследователей подтвердились: частота дрожи положительно коррелировала с открытостью участников опыту. Тем не менее ученым удалось выяснить и новые факты.

Если результаты предыдущих исследований гласили, что люди с развитой «открытостью опыту» часто испытывают мурашки от музыки из-за своей высокой эмоциональности, то теперь ученые заявили: основную роль здесь играют вовсе не эмоции, а когнитивная составляющая.

Мурашки возникают из-за того, что человек с развитыми интеллектуальными способностями способен мысленно делать определенные предположения о том, как мелодия будет развиваться дальше. И если эти предсказания совпадают с действительностью, появляется дрожь.

Кстати, испытывать приятные ощущения — такие как мурашки или приятное покалывание кожи — люди могут не только от прослушивания музыки. В 2010 году на просторах интернета появился термин «автономная сенсорная меридиональная реакция» (АСМР, autonomous sensory meridian response), который обозначает появление мурашек или покалывания кожи в ответ на разнообразные внешние факторы: звуки, визуальные и когнитивные стимулы, а также ситуации, связанные с проявлением внимания к человеку.

Такими факторами могут быть тихий шепот, еле слышное шуршание бумаги, наблюдение за тем, как другой человек рисует или пишет, общение с парикмахером или врачом, укладывание волос или нанесение макияжа, получение бескорыстной помощи от кого-либо. Специалисты утверждают, что феномен АСМР пока плохо поддается изучению и не объяснен с научной точки зрения. Так, Том Стэффорд, преподаватель психологии и когнитивистики Шеффилдского университета, комментировал:

«Это действительно может быть реально существующим феноменом, но пока это не поддается исследованию.

Наши внутренние переживания — это объект многочисленных психологических исследований, но, когда речь заходит о чем-то, что нельзя увидеть и почувствовать и при этом не все способны это ощущать, это становится «белым пятном». Как в случае с синестезией: на протяжении многих лет это явление было мифом, а потом в 1990-е годы появились средства для ее изучения».

Несмотря на отсутствие научных доказательств существования автономной сенсорной меридиональной реакции, в интернете можно найти большое количество видео- и аудиозаписей, созданных специально для тех, кто испытывает АСМР. На этих записях люди шепотом рассказывают какие-либо истории, складывают оригами, постукивают по дереву. У асмртистов — именно так себя называют создатели и любители подобных роликов — даже есть собственное радио. Как утверждают асмртисты, просмотр видео и прослушивание специфических звуков позволяют им расслабиться, успокоиться, получить положительные эмоции и даже заснуть.

Почему у людей возникают мурашки при прослушивании приятной музыки

Яна Хлюстова, Анастасия Лебедева 
У кого возникают мурашки при прослушивании красивой музыки, как эти мурашки связаны с когнитивными способностями человека, кто такие асмртисты и зачем смотреть видеоролики, в которых люди постукивают по дереву, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
 

«От этой музыки у меня мурашки по коже», — наверное, каждый из нас в своей жизни слышал или говорил эти слова. При этом вряд ли мы задумывались о том, откуда эти мурашки берутся. На этот вопрос решили ответить ученые: команда психологов из Восточного университета штата Вашингтон выяснила, почему некоторые люди при прослушивании музыки испытывают приятные ощущения, такие как легкое покалывание кожи или мурашки (ученые называют их французским словом frisson, что в переводе означает «дрожь», «содрогание»). Такие же ощущения могут возникнуть при просмотре трогательной сцены в кино или при физическом контакте с любимым человеком. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Psychology of Music.

Согласно исследованиям, далеко не у всех людей возникают такие мурашки.

Благодаря предыдущим работам на данную тему ученые знали: большинство людей способны абсолютно точно назвать момент в музыкальном произведении, во время которого они испытали дрожь. Типичными примерами таких случаев являются неожиданно возникшая музыкальная гармония или внезапное вступление голоса (например, соло). Это объяснялось тем, что подобные музыкальные сюрпризы вызывают заряд положительных эмоций.

 

Авторы исследования Митчелл Колвер и Амани эль-Алайли предположили, что у людей, чувствующих мурашки при прослушивании музыки, сильно развита такая черта, как «открытость опыту» — один из пяти аспектов личности, входящих в модель «Большая пятерка» наряду с экстраверсией, нейротизмом, доброжелательностью и добросовестностью. Ученые отмечают, что люди, в характере которых черта «открытость опыту» проявляется особенно сильно, обладают хорошим воображением, стремятся к получению новых знаний, быстро запоминают новую информацию, а также, как правило, обладают богатым словарным запасом.

Модель «Большой пятерки» возникла в результате развития работ психологов Гордона Олпорта, Ганса Айзенка и Реймонда Кеттела. «Большая пятерка» предполагает, что каждый человек является носителем перечисленных выше независимых друг от друга черт. Все они проявляется в характере индивида в разной степени —

зная о том, в какой именно, можно предсказать поведение человека в определенных ситуациях, построить его корректный психологический портрет, а также обнаружить расстройство личности.

В предыдущих исследованиях «музыкальные» мурашки изучали с помощью ФМРТ — функциональной МРТ, разновидности магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. ФМРТ позволила изучить процесс появления дрожи поэтапно.

В текущем эксперименте принимали участие 113 студентов, которые прошли полную версию опросника NEO-PI-R, используемого при тестировании по методу «Большой пятерки» (полная версия включает в себя 240 вопросов). Затем испытуемые прослушали пять музыкальных отрывков, которые наиболее часто вызывают у людей мурашки, — отрывки были отобраны в ходе предыдущих исследований. Они включали в себя следующие композиции: «Страсти по Иоанну» Баха (первые 2 минуты 11 секунд произведения), «Концерт для фортепиано с оркестром №1» Шопена (первые 2 минуты 18 секунд), песня «Making Love Out of Nothing At All» дуэта Air Supply (первые 53 секунды), вокальная симфония «Mythodea» греческого композитора Вангелиса (первые 3 минуты 21 секунда. Кстати, именно эта симфония стала официальной музыкой миссии NASA «Марс Одиссей», запущенной в 2001 году), а также произведения «Oogway Ascends» Ганса Циммера (первые 2 минуты).

 

Состояние участников фиксировалось методом кожно-гальванической реакции (КГР) — биоэлектрической реакции, регистрируемой с поверхности кожи, а также по их собственной оценке. КГР, как и ФМРТ, позволила проследить за этапами возникновения мурашек.

В результате эксперимента предположения исследователей подтвердились: частота дрожи положительно коррелировала с открытостью участников опыту. Тем не менее ученым удалось выяснить и новые факты.

Если результаты предыдущих исследований гласили, что люди с развитой «открытостью опыту» часто испытывают мурашки от музыки из-за своей высокой эмоциональности, то теперь ученые заявили: основную роль здесь играют вовсе не эмоции, а когнитивная составляющая.

Мурашки возникают из-за того, что человек с развитыми интеллектуальными способностями способен мысленно делать определенные предположения о том, как мелодия будет развиваться дальше. И если эти предсказания совпадают с действительностью, появляется дрожь.

Кстати, испытывать приятные ощущения — такие как мурашки или приятное покалывание кожи — люди могут не только от прослушивания музыки. В 2010 году на просторах интернета появился термин «автономная сенсорная меридиональная реакция» (АСМР, autonomous sensory meridian response), который обозначает появление мурашек или покалывания кожи в ответ на разнообразные внешние факторы: звуки, визуальные и когнитивные стимулы, а также ситуации, связанные с проявлением внимания к человеку.

Такими факторами могут быть тихий шепот, еле слышное шуршание бумаги, наблюдение за тем, как другой человек рисует или пишет, общение с парикмахером или врачом, укладывание волос или нанесение макияжа, получение бескорыстной помощи от кого-либо. Специалисты утверждают, что феномен АСМР пока плохо поддается изучению и не объяснен с научной точки зрения. Так, Том Стэффорд, преподаватель психологии и когнитивистики Шеффилдского университета, комментировал:

«Это действительно может быть реально существующим феноменом, но пока это не поддается исследованию.

Наши внутренние переживания — это объект многочисленных психологических исследований, но, когда речь заходит о чем-то, что нельзя увидеть и почувствовать и при этом не все способны это ощущать, это становится «белым пятном». Как в случае с синестезией: на протяжении многих лет это явление было мифом, а потом в 1990-е годы появились средства для ее изучения».

Несмотря на отсутствие научных доказательств существования автономной сенсорной меридиональной реакции, в интернете можно найти большое количество видео- и аудиозаписей, созданных специально для тех, кто испытывает АСМР. На этих записях люди шепотом рассказывают какие-либо истории, складывают оригами, постукивают по дереву. У асмртистов — именно так себя называют создатели и любители подобных роликов — даже есть собственное радио. Как утверждают асмртисты, просмотр видео и прослушивание специфических звуков позволяют им расслабиться, успокоиться, получить положительные эмоции и даже заснуть.

Exit mobile version