Recipe.Ru

Мир лихорадит от Эболы

Мир лихорадит от Эболы

Неизлечимая лихорадка Эбола из Африки попала в США и продолжает распространяться

Фотография: Reuters

Надежда Маркина

От лихорадки Эбола нет ни вакцины, ни специфического лекарства. Инфекцию пытаются удержать в пределах Западной Африки, однако она уже попала в США. В России же уже были две смерти от заражения вирусом лихорадки Эбола, правда, в лабораторных условиях. А ученые исследуют причины устойчивости к инфекции некоторых людей.

Лихорадка Эбола, или геморрагическая лихорадка Эбола, которая сейчас свирепствует в Западной Африке, но заставляет волноваться весь мир, — это очень заразное и очень опасное заболевание.

Показатель ее заразности, называемый индексом контагиозности, составляет 95%. Это означает, что каждый больной заражает 95% контактировавших с ним людей, не имеющих иммунитета и специальной защиты. Смертность от лихорадки Эбола достигает 90%.

Геморрагическими лихорадками называют несколько заболеваний вирусной природы со схожими проявлениями. Общее в них то, что поражаются кровеносные сосуды, нарушается свертываемость крови и возникают множественные кровотечения.

Возбудитель болезни — вирус Эбола — проникает в организм через слизистую дыхательных путей и микротравмы кожи. Инкубационный период составляет от 2 до 21 дня, после чего развивается острая интоксикация. Появляются головная боль, высокая температура, сильная слабость, боль в мышцах, животе, диарея, воспаление миндалин, боль в груди и сухой кашель. Развивается обезвоживание. В крови увеличивается количество лейкоцитов и снижается число тромбоцитов, в результате чего падает свертываемость крови. Это сопровождается кровотечениями по всему организму. От кровотечений, как правило, на второй неделе больной умирает.

Специфического лечения от лихорадки Эбола не существует.

Для борьбы с обезвоживанием больным вливают жидкость с электролитами.

Из-за высокой контагиозности вируса опасности подвергаются все медицинские работники, работающие с больными. Вирус передается с кровью или выделениями.

Название вирусу дала река Эбола в Заире, где вирус был впервые выделен в 1976 году. Вирус принадлежит к семейству филовирусов (РНК-вирусы) и, как и другие вирусы из этого семейства, поражает высших приматов. В природе вирус циркулирует в популяциях грызунов, от которых заражаются шимпанзе и гориллы. По другим данным, природными хозяевами вируса могут быть летучие мыши — крыланы. Носителями вируса могут быть также лесные антилопы и дикобразы. Различают пять подтипов вируса, которые несколько различаются по летальности.

Основные природные очаги вируса Эбола, по данным на сегодняшний день, находятся в Африке. Хотя рестонский подвид вируса, сообщается на сайте ВОЗ, был обнаружен на Филлипинах и в Китае, где он вызвал смертельную болезнь у обезьян и свиней, случаев заражения им людей не зарегистрировано.

Люди могут заражаться вирусом Эбола при контактах с инфицированными животными. Затем вирус передается от человека к человеку. Как подчеркивает ВОЗ, заражению способствуют погребальные обряды, при которых люди контактируют с телом умершего.

От вируса Эбола не существует и вакцины. Одна из главных причин этого заключается в том, что ни одна из крупных фармацевтических компаний не вложила денег в разработку вакцины, так как у нее очень ограниченный рынок, соответственно, она не принесет и сверхприбылей. Разработки такой вакцины финансировали министерство обороны США и Национальный институт здравоохранения США, опасаясь, что вирус Эбола может быть использован в качестве биологического оружия. Было создано несколько прототипов вакцины, которые прошли доклинические испытания на животных. Но в 2012 году министерство обороны приостановило финансирование, и работы прекратились.

В России тоже разрабатывается вакцина от вируса Эбола. Работа ведется специалистами ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор» в Новосибирске.

По информации от Роспотребнадзора, она находится на стадии доклинических испытаний на животных и сейчас работа над ней интенсифицирована.

В то же время, как сообщает «Би-би-си», директор американского Национального института аллергии и инфекционных заболеваний Энтони Фаучи cказал, что медики надеются уже

к середине 2015 года иметь в распоряжении вакцину. В сентябре должны начаться ее клинические испытания.

Но на сегодняшний день больных лихорадкой Эбола в Африке лечить практически нечем. Между тем в Гвинее, Сьерра-Леоне и Либерии с февраля по 5 августа 2014 года от инфекции скончались уже 887 человек, а заразились более 1,5 тыс. По словам генерального директора ВОЗ Маргарет Чэн, это крупнейшая эпидемия лихорадки Эбола за те 40 лет, что прошли с момента обнаружения этого заболевания.

В то время как еще на днях ВОЗ утверждала, что вероятность выхода лихорадки Эбола за пределы Западной Африки крайне мала, отдельные случаи уже произошли.

В США уже есть два подтвержденных случая заражения вирусом — это врачи, которые спасали людей в Африке, но сами заразились.

Кейт Брэнтли находится в больнице с прошлой недели и, по информации «Би-би-си», получает лечение экспериментальным препаратом. Сейчас его состояние улучшилось. Нэнси Райтбол доставили в больницу во вторник. Кроме того, врачи проверяют кровь еще одного американца, который вернулся из Западной Африки с похожими симптомами и сам пришел сдавать анализ.

Подозрения на попадание вируса в Европу пока не подтвердились: у женщины, прилетевшей из Африки и скончавшейся от похожих симптомов, проба оказалась отрицательной.

В Россию вирус Эбола попасть не может, по заверениям Геннадия Онищенко. Хотя российские медики работают в Африке, а значит, они не застрахованы от заражения. Однако в России уже случились две смерти от заражения вирусом Эбола, правда, в обоих случаях это заражение произошло во время работы в лаборатории.

В 1996 году умерла лаборантка вирусологического центра НИИ микробиологии МО России в Сергиевом Посаде, уколовшая себе палец иглой при инъекции кроликам. В 2004 году такой же случай — укол зараженной иглой при инъекции подопытным морским свинкам — привел к смерти лаборантки отдела особо опасных вирусных инфекций ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор».

Хотя смертность от лихорадки Эбола очень высока, есть люди, которым удается выжить после заражения.

Секрет выживания привлекает внимание ученых: в частности, его изучают сотрудники Университета Ланкастера в Великобритании. Они объясняют, что, попадая в организм, вирус Эбола уничтожает иммунные Т-клетки (CD4- и CD8-разновидности). Вслед за этим в организме начинается генерализованный воспалительный процесс, и молекулы воспаления атакуют кровеносные сосуды, что приводит к фатальным кровотечениям. Но если иммунная система человека смогла устоять перед этой атакой и количество Т-клеток не истощается, высока вероятность, что человек выживет, объясняет Дерек Гатерер, биоинформатик, специалист по вирусу Эбола.

Известен и генетический маркер, способствующий выживанию после заражения вирусом Эбола. Это ген, кодирующий человеческий лейкоцитарный антиген В, один из белков тканевой совместимости. Носители некоторых вариаций этого гена имеют больше шансов выжить, чем носители других вариаций.

Наконец, устойчивости к инфекции способствует определенная мутация в гене NPC1. Ученые брали клетки от людей с такой мутацией и пытались в лаборатории заразить их вирусом Эбола. Клетки не заражались.

В европейской популяции такую мутацию имеет 1 человек на 300 или 400.

По словам Гатерера, в некоторых популяциях она более распространена, например, в канадской провинции Новая Шотландия встречается у 10–26% жителей. Однако частоту этой мутации в Африке никто не изучал.

Exit mobile version