Recipe.Ru

Минздрав разослал педиатрам и психологам методрекомендации по профилактике суицидов у подростков

Минздрав разослал педиатрам и психологам методрекомендации по профилактике суицидов у подростков


Рекомендации разработаны совместно с Минпросвещения и Минтрудом при участии НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева и Центра защиты прав и интересов детей. Они адресованы психиатрам, психотерапевтам, психиатрам-наркологам, клиническим психологам, врачам общей практики, педиатрам и руководителям клиник, оказывающим медпомощь несовершеннолетним, а также педагогам-психологам, педагогам и руководителям образовательных организаций.


Согласно документу, методрекомендации разработаны для повышения эффективности взаимодействия специалистов систем здравоохранения и образования, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. В них предложена схема межведомственного взаимодействия и маршрутизации при организации деятельности по профилактике суицидов среди подростков, включая краткое описание действий на каждом из этапов.


«Несовершеннолетние, совершающие самоубийства, представляют собой неоднородную группу, куда входят и подростки с проблемами психического здоровья, и не имеющие этих проблем, рискующие или наоборот, не склонные к риску, отстающие в учебе асоциальные подростки, и высокоодаренные и социально благополучные несовершеннолетние. Эти тенденции нельзя понять исключительно в рамках медицинского подхода, требуется более широкое осмысление суицидального поведения несовершеннолетних как культурного и социально-психологического феномена», – уточняется в тексте методрекомендаций.


Как указали авторы, одними из ведущих причин роста саморазрушающего поведения среди современных подростков являются хронический психосоциальный стресс и «неспособность наиболее уязвимых индивидуумов к адаптации в исключительно конкурентной и динамичной социальной среде».


В методических рекомендациях отмечается, что при разработке психопрофилактических мер необходимо отдавать приоритет стратегиям, мероприятиям и проектам, направленным на повышение стрессоустойчивости, жизнестойкости, эмоциональной стабильности, что подразумевает укрепление психического здоровья подростков. Причем в процесс необходимо включать не только работников сфер образования и здравоохранения, но и родителей детей.


Профилактику суицидального поведения регуляторы предлагают осуществлять в четыре этапа. В ходе первого необходимо проводить популяционное психообразование, предполагающее проведение лекций, распространение видеороликов, памяток и буклетов среди педагогов и родителей о симптомах психических расстройств у детей. Следующий этап – психолого-педагогический мониторинг и сопровождение, в ходе которого в образовательных организациях необходимо проводить скрининг для выявления учащихся из «группы риска». Таких детей в дальнейшем следует направлять к клиническому психологу для определения уровня депрессии и суицидального риска.


Третьим этапом, согласно методрекомендациям, является медико-психологическая диагностика и коррекция. Здесь специалистам необходимо обеспечить возможность получения подростком первичной психологической и психотерапевтической помощи не в психиатрической клинике, а в учреждении общемедицинской сети. Например, ее могут оказывать клинические психологи в детских поликлиниках.


Последний этап предполагает оказание специализированной медпомощи. При этом основной акцент стоит сделать на амбулаторном звене и дневных стационарах, чтобы проводить лечение без отрыва от образования.


В рекомендациях также есть памятки для педагогов по превенции самоубийств среди обучающихся на основе учета индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетних и раннего выявления суицидальных намерений. Там же размещены памятки о признаках суицидального, самоповреждающего поведения обучающихся, рискованного, опасного, экстремального поведения в онлайн- и офлайн-среде. 


Разработан и порядок оценки поведенческих реакций несовершеннолетнего при индивидуальной беседе с учителем, куда входят, например, внешний вид, речь, контактность, самооценка, настроение, самочувствие, нервно-психическое напряжение, а также признаки агрессии, чувствительность (сензитивность), мотивация к учебе и общая оценка поведения.


Признаками опасного поведения в онлайн среде специалисты предлагают считать чрезмерное использование и длительное (более шести часов) ежедневное пребывание в интернете, стремление скрывать свою онлайн-активность, предпочтение онлайн-коммуникации, навязчивое использование интернета и когнитивную поглощенность жизнью в сети, повышенный интерес ненадлежащему контенту, например, перепосты «шок-контента».


Среди признаков также есть увлеченность запрещенными сайтами, движениями и пабликами в соцсетях, поведение в интернете, проявляющееся в сдвиге норм поведения и иллюзии анонимности (то, что ребенок не позволяет себе в офлайн, допускает в онлайн, например, кибербуллинг по отношению к другим, троллинг), а также трудности в распознавании манипулятивного контента или манипулятивных онлайн-коммуникации.


В середине апреля 2025 года Правительство РФ продлило до 2030 года реализацию комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних. Тематическое распоряжение, утвержденное в 2021 году, было рассчитано до 2025 года. Также был внесен ряд изменений в перечень мероприятий, в том числе добавлен пункт о необходимости проводить работу с ближайшим социальным окружением детей и подростков, которые предприняли попытку суицида. Ответственными назначены Минздрав, Минтруд и Минобрнауки России.


Рекомендации разработаны совместно с Минпросвещения и Минтрудом при участии НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева и Центра защиты прав и интересов детей. Они адресованы психиатрам, психотерапевтам, психиатрам-наркологам, клиническим психологам, врачам общей практики, педиатрам и руководителям клиник, оказывающим медпомощь несовершеннолетним, а также педагогам-психологам, педагогам и руководителям образовательных организаций.


Согласно документу, методрекомендации разработаны для повышения эффективности взаимодействия специалистов систем здравоохранения и образования, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. В них предложена схема межведомственного взаимодействия и маршрутизации при организации деятельности по профилактике суицидов среди подростков, включая краткое описание действий на каждом из этапов.


«Несовершеннолетние, совершающие самоубийства, представляют собой неоднородную группу, куда входят и подростки с проблемами психического здоровья, и не имеющие этих проблем, рискующие или наоборот, не склонные к риску, отстающие в учебе асоциальные подростки, и высокоодаренные и социально благополучные несовершеннолетние. Эти тенденции нельзя понять исключительно в рамках медицинского подхода, требуется более широкое осмысление суицидального поведения несовершеннолетних как культурного и социально-психологического феномена», – уточняется в тексте методрекомендаций.


Как указали авторы, одними из ведущих причин роста саморазрушающего поведения среди современных подростков являются хронический психосоциальный стресс и «неспособность наиболее уязвимых индивидуумов к адаптации в исключительно конкурентной и динамичной социальной среде».


В методических рекомендациях отмечается, что при разработке психопрофилактических мер необходимо отдавать приоритет стратегиям, мероприятиям и проектам, направленным на повышение стрессоустойчивости, жизнестойкости, эмоциональной стабильности, что подразумевает укрепление психического здоровья подростков. Причем в процесс необходимо включать не только работников сфер образования и здравоохранения, но и родителей детей.


Профилактику суицидального поведения регуляторы предлагают осуществлять в четыре этапа. В ходе первого необходимо проводить популяционное психообразование, предполагающее проведение лекций, распространение видеороликов, памяток и буклетов среди педагогов и родителей о симптомах психических расстройств у детей. Следующий этап – психолого-педагогический мониторинг и сопровождение, в ходе которого в образовательных организациях необходимо проводить скрининг для выявления учащихся из «группы риска». Таких детей в дальнейшем следует направлять к клиническому психологу для определения уровня депрессии и суицидального риска.


Третьим этапом, согласно методрекомендациям, является медико-психологическая диагностика и коррекция. Здесь специалистам необходимо обеспечить возможность получения подростком первичной психологической и психотерапевтической помощи не в психиатрической клинике, а в учреждении общемедицинской сети. Например, ее могут оказывать клинические психологи в детских поликлиниках.


Последний этап предполагает оказание специализированной медпомощи. При этом основной акцент стоит сделать на амбулаторном звене и дневных стационарах, чтобы проводить лечение без отрыва от образования.


В рекомендациях также есть памятки для педагогов по превенции самоубийств среди обучающихся на основе учета индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетних и раннего выявления суицидальных намерений. Там же размещены памятки о признаках суицидального, самоповреждающего поведения обучающихся, рискованного, опасного, экстремального поведения в онлайн- и офлайн-среде. 


Разработан и порядок оценки поведенческих реакций несовершеннолетнего при индивидуальной беседе с учителем, куда входят, например, внешний вид, речь, контактность, самооценка, настроение, самочувствие, нервно-психическое напряжение, а также признаки агрессии, чувствительность (сензитивность), мотивация к учебе и общая оценка поведения.


Признаками опасного поведения в онлайн среде специалисты предлагают считать чрезмерное использование и длительное (более шести часов) ежедневное пребывание в интернете, стремление скрывать свою онлайн-активность, предпочтение онлайн-коммуникации, навязчивое использование интернета и когнитивную поглощенность жизнью в сети, повышенный интерес ненадлежащему контенту, например, перепосты «шок-контента».


Среди признаков также есть увлеченность запрещенными сайтами, движениями и пабликами в соцсетях, поведение в интернете, проявляющееся в сдвиге норм поведения и иллюзии анонимности (то, что ребенок не позволяет себе в офлайн, допускает в онлайн, например, кибербуллинг по отношению к другим, троллинг), а также трудности в распознавании манипулятивного контента или манипулятивных онлайн-коммуникации.


В середине апреля 2025 года Правительство РФ продлило до 2030 года реализацию комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних. Тематическое распоряжение, утвержденное в 2021 году, было рассчитано до 2025 года. Также был внесен ряд изменений в перечень мероприятий, в том числе добавлен пункт о необходимости проводить работу с ближайшим социальным окружением детей и подростков, которые предприняли попытку суицида. Ответственными назначены Минздрав, Минтруд и Минобрнауки России.

Exit mobile version