Recipe.Ru

Минздрав представил методрекомендации по выявлению тревоги у детей и подростков

Минздрав представил методрекомендации по выявлению тревоги у детей и подростков


Согласно рекомендациям, к факторам, способствующим повышению тревоги и нарушениям настроения в детском и подростковом возрасте, относятся макросоциальные (наиболее важные среди них – интернет-зависимость), обстановка в семье (противоречивое воспитание, игнорирование потребностей ребенка), неблагоприятная школьная ситуация (конфликтные отношения с учителями и одноклассниками, трудности в учебе).


Совокупность неблагоприятных факторов, указывают авторы методических рекомендаций, приводит к развитию личностных расстройств разных форм. Для выявления таких факторов могут быть использованы различные опросники и шкалы.


Кроме того, в методрекомендациях зафиксировано, что первоочередной задачей выступает своевременное выявление воспитателями, педагогами и психологами детей с колебаниями настроения, лабильностью и высоким уровнем тревоги в коллективах. Такой подход, указывают авторы рекомендаций, позволяет вовремя разобраться в ситуации, а также принять меры профилактики невротических и стрессовых расстройств.


Предпочтительными методами работы с детьми выступают игровая психотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия и другие, так как «у детей и подростков не развиты или недостаточно развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи». Важнейшим принципом взаимодействия психолога с ребенком является «безусловное одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности, независимо от их содержания, формы и качества». Так, подчеркивают разработчики рекомендаций, терапевту проще присоединиться к несовершеннолетним, помочь им раскрыть свои переживания. Кроме того, может использоваться когнитивно-бихевиоральная психотерапия, диалектико-бихевиоральная терапия, эффективность которых «доказана многочисленными исследованиями».


Помимо этого, в методических рекомендациях отмечено, что основная роль в вопросах выявления и профилактики колебаний настроения у детей должна быть отведена школьному психологу. Авторы пособия полагают, что «именно он должен доносить и до родителей, и до педагогов информацию о подстерегающих опасностях». Для этого, например, могут периодически организовываться общие тематические собрания родителей и учителей, где будут формироваться общие представления о проблемах детей и путях их решения.


В феврале 2025 года директор департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава РФ Елена Шешко рассказала о предложении ведомства рассмотреть возможность оказания психологической помощи людям до 18 лет без согласия родителей, в том числе в случаях, когда согласие сложно или невозможно получить. Планируется, что информированное добровольное согласие на такую помощь смогут самостоятельно давать подростки с 15 лет.


В том же месяце Минтруд РФ подготовил проекты стандартов оказания услуг по протезированию инвалидов, в том числе детей. В частности, в перечень мероприятий по протезированию детей-инвалидов предложено включить консультацию психолога. Проекты пока не приняты.


Согласно рекомендациям, к факторам, способствующим повышению тревоги и нарушениям настроения в детском и подростковом возрасте, относятся макросоциальные (наиболее важные среди них – интернет-зависимость), обстановка в семье (противоречивое воспитание, игнорирование потребностей ребенка), неблагоприятная школьная ситуация (конфликтные отношения с учителями и одноклассниками, трудности в учебе).


Совокупность неблагоприятных факторов, указывают авторы методических рекомендаций, приводит к развитию личностных расстройств разных форм. Для выявления таких факторов могут быть использованы различные опросники и шкалы.


Кроме того, в методрекомендациях зафиксировано, что первоочередной задачей выступает своевременное выявление воспитателями, педагогами и психологами детей с колебаниями настроения, лабильностью и высоким уровнем тревоги в коллективах. Такой подход, указывают авторы рекомендаций, позволяет вовремя разобраться в ситуации, а также принять меры профилактики невротических и стрессовых расстройств.


Предпочтительными методами работы с детьми выступают игровая психотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия и другие, так как «у детей и подростков не развиты или недостаточно развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи». Важнейшим принципом взаимодействия психолога с ребенком является «безусловное одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности, независимо от их содержания, формы и качества». Так, подчеркивают разработчики рекомендаций, терапевту проще присоединиться к несовершеннолетним, помочь им раскрыть свои переживания. Кроме того, может использоваться когнитивно-бихевиоральная психотерапия, диалектико-бихевиоральная терапия, эффективность которых «доказана многочисленными исследованиями».


Помимо этого, в методических рекомендациях отмечено, что основная роль в вопросах выявления и профилактики колебаний настроения у детей должна быть отведена школьному психологу. Авторы пособия полагают, что «именно он должен доносить и до родителей, и до педагогов информацию о подстерегающих опасностях». Для этого, например, могут периодически организовываться общие тематические собрания родителей и учителей, где будут формироваться общие представления о проблемах детей и путях их решения.


В феврале 2025 года директор департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава РФ Елена Шешко рассказала о предложении ведомства рассмотреть возможность оказания психологической помощи людям до 18 лет без согласия родителей, в том числе в случаях, когда согласие сложно или невозможно получить. Планируется, что информированное добровольное согласие на такую помощь смогут самостоятельно давать подростки с 15 лет.


В том же месяце Минтруд РФ подготовил проекты стандартов оказания услуг по протезированию инвалидов, в том числе детей. В частности, в перечень мероприятий по протезированию детей-инвалидов предложено включить консультацию психолога. Проекты пока не приняты.

Exit mobile version