Recipe.Ru

Минздрав подготовил новую версию Правил ОМС. Ключевые новеллы для клиник

Минздрав подготовил новую версию Правил ОМС. Ключевые новеллы для клиник


Как указано в пояснительной записке, ведомство обновляет приказ №108н от 28 февраля 2019 года по рекомендации Минюста, поскольку в документ неоднократно вносили изменения и он потерял юридическую целостность. Одним из последних стал массивный 59-страничный пакет поправок в 2023 году, которым ввелось ограничение на оплату лизинга по ОМС.


Лизинг за счет ОМС


В текущем проекте приказа появилось важное уточнение по алгоритму оплаты договоров лизинга или аренды медтехники за счет ОМС. Если в актуальной версии Правил разрешено оплачивать подобные договоры на все виды медорбоудования только в размере до 1 млн рублей в год (если нет просроченной в течение трех месяцев кредиторской задолженности), то теперь предлагается уточнять список медтехники и стоимость договоров ежегодно.


Список и специальную структуру тарифов для лизинга/аренды медтехники Правительство РФ должно будет определять в программе госгарантий на очередной год.


Введение особого порядка оплаты лизинга, которое по сути сделало невозможным финансовую аренду дорогостоящего оборудования по ОМС, было раскритиковано профсообществом и Счетной палатой, а также привело к отмене некоторых закупок госклиник. Новая поправка, исходя из ее прямого толкования, может открыть возможности лизинга за счет ОМС для закупки некоторых позиций дорогостоящего оборудования, с другой стороны корректировка может привести к еще большему сужению списка закупаемой медтехники, поскольку Минздрав неоднократно подчеркивал, что средства ОМС в первую очередь предназначены для оплаты медпомощи, а не обновления инфраструктуры клиник. Ведомственных пояснений насчет этого пункта в пояснительной записке не представлено.


Нецелевые расходы


Минздрав планирует расширить список расходов, которые будет законно компенсировать страховыми средствами. Так, уточняется, что по ОМС можно будет оплатить не просто «программное обеспечение», а его содержание, эксплуатацию, развитие и приобретение. Кроме того, в уточненную структуру тарифа войдут нематериальные активы (программные комплексы и информационные системы), а к коммунальным услугам отнесут «плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод».


Правила ОМС дополняют и уточняют структуру тарифа, прописанную в более общем №326-ФЗ «Об ОМС», но стоит отметить, что этот список не исчерпывающий. Дополнительные группы целевых и нецелевых расходов прописываются некоторыми регионами в тарифных соглашениях, также тонкости корректного расходования бюджета ТФОМС выявляются в судебной практике и закрепляются решениями Верховного суда.


Усиление санкций за некачественное оказание медпомощи


Обновится, если проект примут в том же виде, и перечень коэффициентов для определения размера неоплаты или неполной оплаты и размера штрафных санкций за некачественное или неполное оказание медпомощи.


Более строгими предлагается сделать санкции за неполное или некачественное диспансерное наблюдение клиник: вместо коэффициентов 1–3 для назначения штрафов в зависимости от тяжести последствий вводится единый 2,5 за все тематические нарушения.


Появятся новые пункты по необоснованному оказанию медпомощи. Если сейчас наказывается только немотивированная госпитализация пациента, то по проекту – еще и для оказания медпомощи в дневном стационаре и амбулаторно со снятием половины размера счета на оплату медпомощи и штрафом с коэффициентом 0,3.


Более строгим станет контроль за предоставлением медицинской документации: по сравнению с текущей версией Правил ОМС, в предложенном Минздравом проекте за отказ предоставить отчетность об оказании медпомощи помимо полного снятия счета с оплаты вводится штраф размером 0,3.


Среди новых типов санкций – за отсутствие документации о сборе жалоб и анамнеза со снятием 50% оплаты медпомощи


Некоторые из нарушений, которые раньше были только в разделе экспертизы качества медпомощи (ЭКМП), продублировались и в медико-экономической экспертизе, которая проводится ТФОМС раньше ЭКМП на этапе обработки счетов ОМС от клиник на оплату медпомощи. В данный раздел попал пункт о ненадлежащей диагностике и лечении, в том числе по результатам проведенного диспансерного наблюдения и после рекомендаций сотрудников НМИЦ. Также в этом разделе продублировался «необоснованный отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи».


Межтерриториальные расчеты


Значительно увеличиваются сроки, в течение которых терфонд одного региона должен оплатить медпомощь за своих застрахованных другому региону после получения счета – с пяти рабочих дней до 25 дней. Это должно упростить взаиморасчеты: порой задолженности фондов приводят к ограничению доступности медпомощи за пределами региона, а также к судебным разбирательствам.


Как указано в пояснительной записке, ведомство обновляет приказ №108н от 28 февраля 2019 года по рекомендации Минюста, поскольку в документ неоднократно вносили изменения и он потерял юридическую целостность. Одним из последних стал массивный 59-страничный пакет поправок в 2023 году, которым ввелось ограничение на оплату лизинга по ОМС.


Лизинг за счет ОМС


В текущем проекте приказа появилось важное уточнение по алгоритму оплаты договоров лизинга или аренды медтехники за счет ОМС. Если в актуальной версии Правил разрешено оплачивать подобные договоры на все виды медорбоудования только в размере до 1 млн рублей в год (если нет просроченной в течение трех месяцев кредиторской задолженности), то теперь предлагается уточнять список медтехники и стоимость договоров ежегодно.


Список и специальную структуру тарифов для лизинга/аренды медтехники Правительство РФ должно будет определять в программе госгарантий на очередной год.


Введение особого порядка оплаты лизинга, которое по сути сделало невозможным финансовую аренду дорогостоящего оборудования по ОМС, было раскритиковано профсообществом и Счетной палатой, а также привело к отмене некоторых закупок госклиник. Новая поправка, исходя из ее прямого толкования, может открыть возможности лизинга за счет ОМС для закупки некоторых позиций дорогостоящего оборудования, с другой стороны корректировка может привести к еще большему сужению списка закупаемой медтехники, поскольку Минздрав неоднократно подчеркивал, что средства ОМС в первую очередь предназначены для оплаты медпомощи, а не обновления инфраструктуры клиник. Ведомственных пояснений насчет этого пункта в пояснительной записке не представлено.


Нецелевые расходы


Минздрав планирует расширить список расходов, которые будет законно компенсировать страховыми средствами. Так, уточняется, что по ОМС можно будет оплатить не просто «программное обеспечение», а его содержание, эксплуатацию, развитие и приобретение. Кроме того, в уточненную структуру тарифа войдут нематериальные активы (программные комплексы и информационные системы), а к коммунальным услугам отнесут «плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод».


Правила ОМС дополняют и уточняют структуру тарифа, прописанную в более общем №326-ФЗ «Об ОМС», но стоит отметить, что этот список не исчерпывающий. Дополнительные группы целевых и нецелевых расходов прописываются некоторыми регионами в тарифных соглашениях, также тонкости корректного расходования бюджета ТФОМС выявляются в судебной практике и закрепляются решениями Верховного суда.


Усиление санкций за некачественное оказание медпомощи


Обновится, если проект примут в том же виде, и перечень коэффициентов для определения размера неоплаты или неполной оплаты и размера штрафных санкций за некачественное или неполное оказание медпомощи.


Более строгими предлагается сделать санкции за неполное или некачественное диспансерное наблюдение клиник: вместо коэффициентов 1–3 для назначения штрафов в зависимости от тяжести последствий вводится единый 2,5 за все тематические нарушения.


Появятся новые пункты по необоснованному оказанию медпомощи. Если сейчас наказывается только немотивированная госпитализация пациента, то по проекту – еще и для оказания медпомощи в дневном стационаре и амбулаторно со снятием половины размера счета на оплату медпомощи и штрафом с коэффициентом 0,3.


Более строгим станет контроль за предоставлением медицинской документации: по сравнению с текущей версией Правил ОМС, в предложенном Минздравом проекте за отказ предоставить отчетность об оказании медпомощи помимо полного снятия счета с оплаты вводится штраф размером 0,3.


Среди новых типов санкций – за отсутствие документации о сборе жалоб и анамнеза со снятием 50% оплаты медпомощи


Некоторые из нарушений, которые раньше были только в разделе экспертизы качества медпомощи (ЭКМП), продублировались и в медико-экономической экспертизе, которая проводится ТФОМС раньше ЭКМП на этапе обработки счетов ОМС от клиник на оплату медпомощи. В данный раздел попал пункт о ненадлежащей диагностике и лечении, в том числе по результатам проведенного диспансерного наблюдения и после рекомендаций сотрудников НМИЦ. Также в этом разделе продублировался «необоснованный отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи».


Межтерриториальные расчеты


Значительно увеличиваются сроки, в течение которых терфонд одного региона должен оплатить медпомощь за своих застрахованных другому региону после получения счета – с пяти рабочих дней до 25 дней. Это должно упростить взаиморасчеты: порой задолженности фондов приводят к ограничению доступности медпомощи за пределами региона, а также к судебным разбирательствам.

Exit mobile version