В отличие от июльского проекта приказа №496, в утвержденной версии без изменений оставили один из ключевых для клиник разделов – список коэффициентов для наложения штрафов и снятия с оплаты счетов после контроля от территориальных фондов ОМС и страховых медорганизаций (СМО).
Видоизменился, по сравнению с проектом, абзац, регламентирующий оплату лизинга по ОМС. Министерство при подготовке Правил предполагало, что особенности лизинга по ОМС, а также виды оборудования, попадающие под ограничение, пропишет Правительство РФ. Теперь более общая формулировка гласит, что размер и условия оплаты лизинга по ОМС для организаций, у которых нет просроченной кредиторской задолженности, будут отдельно прописаны в программе госгарантий (ПГГ). В текущем виде текст ПГГ, например, на 2025 год, данного сегмента не содержит.
Введение особого порядка оплаты лизинга в 2023 году, которое, по сути, сделало невозможным финансовую аренду дорогостоящего оборудования по ОМС, было раскритиковано профсообществом и Счетной палатой, а также привело к отмене некоторых закупок госклиник.
Новая поправка в приказе №469, исходя из ее прямого толкования, может открыть возможности лизинга за счет ОМС для закупки некоторых позиций дорогостоящего оборудования. С другой стороны, корректировка может привести к еще большему сужению списка закупаемой медтехники, поскольку Минздрав неоднократно подчеркивал, что средства ОМС в первую очередь предназначены для оплаты медпомощи, а не для обновления инфраструктуры клиник. Ведомственных пояснений насчет этого пункта не представлено.
Новыми Правилами ОМС также расширен перечень расходов, которые будет законно компенсировать страховыми средствами. Уточняется, что по ОМС можно будет оплатить не просто «программное обеспечение», а его содержание, эксплуатацию, развитие и приобретение. Кроме того, в уточненную структуру тарифа войдут нематериальные активы (программные комплексы и информационные системы), а к коммунальным услугам отнесут «плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод».
Значительно увеличиваются сроки, в течение которых терфонд одного региона должен оплатить медпомощь за своих застрахованных другому региону после получения счета – с пяти рабочих дней до 25 дней. Это должно упростить взаиморасчеты: порой задолженности фондов приводят к ограничению доступности медпомощи за пределами региона, а также к судебным разбирательствам.
В августе 2025 года Правительство и Минздрав РФ обновили ряд основополагающих документов сферы ОМС. Например, были перевыпущены Типовые договоры на оплаты лечения в клиниках, а также на финансирование
страховых медорганизаций.
Планируется и дополнение нормативной системы – ФФОМС выпустил правила контроля СМО и список критериев, по которым будет проходить ежеквартальный аудит страховщиков.
На очереди также выпуск порядка включения частных клиник в терпрограммы ОМС – с 1 сентября, по обновленному №326-ФЗ, коммерческие медорганизации могут работать в регионе по ОМС, только предварительно пройдя качественный отбор.
В отличие от июльского проекта приказа №496, в утвержденной версии без изменений оставили один из ключевых для клиник разделов – список коэффициентов для наложения штрафов и снятия с оплаты счетов после контроля от территориальных фондов ОМС и страховых медорганизаций (СМО).
Видоизменился, по сравнению с проектом, абзац, регламентирующий оплату лизинга по ОМС. Министерство при подготовке Правил предполагало, что особенности лизинга по ОМС, а также виды оборудования, попадающие под ограничение, пропишет Правительство РФ. Теперь более общая формулировка гласит, что размер и условия оплаты лизинга по ОМС для организаций, у которых нет просроченной кредиторской задолженности, будут отдельно прописаны в программе госгарантий (ПГГ). В текущем виде текст ПГГ, например, на 2025 год, данного сегмента не содержит.
Введение особого порядка оплаты лизинга в 2023 году, которое, по сути, сделало невозможным финансовую аренду дорогостоящего оборудования по ОМС, было раскритиковано профсообществом и Счетной палатой, а также привело к отмене некоторых закупок госклиник.
Новая поправка в приказе №469, исходя из ее прямого толкования, может открыть возможности лизинга за счет ОМС для закупки некоторых позиций дорогостоящего оборудования. С другой стороны, корректировка может привести к еще большему сужению списка закупаемой медтехники, поскольку Минздрав неоднократно подчеркивал, что средства ОМС в первую очередь предназначены для оплаты медпомощи, а не для обновления инфраструктуры клиник. Ведомственных пояснений насчет этого пункта не представлено.
Новыми Правилами ОМС также расширен перечень расходов, которые будет законно компенсировать страховыми средствами. Уточняется, что по ОМС можно будет оплатить не просто «программное обеспечение», а его содержание, эксплуатацию, развитие и приобретение. Кроме того, в уточненную структуру тарифа войдут нематериальные активы (программные комплексы и информационные системы), а к коммунальным услугам отнесут «плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод».
Значительно увеличиваются сроки, в течение которых терфонд одного региона должен оплатить медпомощь за своих застрахованных другому региону после получения счета – с пяти рабочих дней до 25 дней. Это должно упростить взаиморасчеты: порой задолженности фондов приводят к ограничению доступности медпомощи за пределами региона, а также к судебным разбирательствам.
В августе 2025 года Правительство и Минздрав РФ обновили ряд основополагающих документов сферы ОМС. Например, были перевыпущены Типовые договоры на оплаты лечения в клиниках, а также на финансирование
страховых медорганизаций.
Планируется и дополнение нормативной системы – ФФОМС выпустил правила контроля СМО и список критериев, по которым будет проходить ежеквартальный аудит страховщиков.
На очереди также выпуск порядка включения частных клиник в терпрограммы ОМС – с 1 сентября, по обновленному №326-ФЗ, коммерческие медорганизации могут работать в регионе по ОМС, только предварительно пройдя качественный отбор.