Recipe.Ru

Минздрав не учел ни одного из 1 095 предложений к проекту об обязательной отработке выпускников медвузов

Минздрав не учел ни одного из 1 095 предложений к проекту об обязательной отработке выпускников медвузов


Регулятор, как и ранее, намерен допускать выпускников мед- и фармвузов к периодической аккредитации специалиста только после прохождения первичной аккредитации и отработки в госклинике под руководством наставников. Регион и место работы для исполнения этих требований молодые специалисты, за исключением «целевиков», смогут выбрать самостоятельно. Инициативу резко раскритиковали представители профсообщества – в мессенджерах и соцсетях распространялась инструкция, как оставить негативный отзыв на указанный проект ФЗ.


«Предлагаемый законопроектом механизм регулирования о целевом обучении является примером труда под угрозой наказания, что подпадает под определение принудительного труда и прямо противоречит части 2 статьи 37 Конституции РФ», – отмечается в одном из «типовых» отзывов. В ответ на это Минздрав указывает, что «в соответствии с проектом федерального закона выпускник сам выбирает как регион пребывания, так и место работы, изменения, предусмотренные проектом ФЗ, не ограничивают выпускника в выборе конкретной медорганизации, а также проектом не предусмотрено ограничение прав гражданина на продолжение обучения по программам ординатуры.


Свои предложения к проекту ФЗ представили некоторые общественные и профессиональные организации. Так, в Российском союзе промышленников (РСП) считают, что законопроект не предусматривает сценарий, в котором выпускник не может пройти наставничество из-за отсутствия подходящих вакансий.


«Так, в некоторых организациях предусмотрена ставка всего для одного сотрудника. Исходя из этого неясно, как в такой ситуации выпускники, для которых не нашлось места для прохождения наставничества, смогут приступить к осуществлению фармацевтической деятельности. В связи с обозначенными выше обстоятельствами, распространение действия института наставничества на выпускников, имеющих фармацевтическое образование, представляется бюрократическим барьером, не имеющим достаточных практических оснований для введения», – уточняется в отзыве РСП.


Предложения и отзывы оставили также, например, представители Торгово-промышленной палаты, Правового управления Департамента образования и науки Москвы, глава Нацфармпалаты Елена Неволина. Минздрав РФ частично учел замечания, уточнив, что намерен получить заключения всех заинтересованных сторон на проект, прежде чем изменять положения акта или исключать либо добавлять новые положения в него.


«Для Минздрава России важно получить отклик граждан и организаций при публичном обсуждении, но также стоит учесть позиции депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, которые также участвуют в разработке и обсуждении проекта федерального закона», – говорится в ответе регулятора.


В Минздраве напомнили, что сейчас наставничество в здравоохранении успешно реализуется в научных организациях в ходе освоения образовательных программ обучающимися, а также в медорганизациях на рабочих местах. При этом сама система подготовки и адаптации медицинских специалистов в здравоохранении выстроена так, что «наставничество является важным элементом кадровой политики, средством воспитания и оттачивания навыков медицинских работников, поскольку наставничество в здравоохранении является ценностью, присущей медицинской культуре России».


Законопроект находился на этапе общественного обсуждения с 20 июня 2025 года, он еще не внесен в Госдуму. Минздрав предлагает скорректировать статью 69 № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и несколько статей № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ». Если документ примут, он вступит в силу 1 марта 2026 года. Подробнее о проекте закона – в обзоре Vademecum.


Регулятор, как и ранее, намерен допускать выпускников мед- и фармвузов к периодической аккредитации специалиста только после прохождения первичной аккредитации и отработки в госклинике под руководством наставников. Регион и место работы для исполнения этих требований молодые специалисты, за исключением «целевиков», смогут выбрать самостоятельно. Инициативу резко раскритиковали представители профсообщества – в мессенджерах и соцсетях распространялась инструкция, как оставить негативный отзыв на указанный проект ФЗ.


«Предлагаемый законопроектом механизм регулирования о целевом обучении является примером труда под угрозой наказания, что подпадает под определение принудительного труда и прямо противоречит части 2 статьи 37 Конституции РФ», – отмечается в одном из «типовых» отзывов. В ответ на это Минздрав указывает, что «в соответствии с проектом федерального закона выпускник сам выбирает как регион пребывания, так и место работы, изменения, предусмотренные проектом ФЗ, не ограничивают выпускника в выборе конкретной медорганизации, а также проектом не предусмотрено ограничение прав гражданина на продолжение обучения по программам ординатуры.


Свои предложения к проекту ФЗ представили некоторые общественные и профессиональные организации. Так, в Российском союзе промышленников (РСП) считают, что законопроект не предусматривает сценарий, в котором выпускник не может пройти наставничество из-за отсутствия подходящих вакансий.


«Так, в некоторых организациях предусмотрена ставка всего для одного сотрудника. Исходя из этого неясно, как в такой ситуации выпускники, для которых не нашлось места для прохождения наставничества, смогут приступить к осуществлению фармацевтической деятельности. В связи с обозначенными выше обстоятельствами, распространение действия института наставничества на выпускников, имеющих фармацевтическое образование, представляется бюрократическим барьером, не имеющим достаточных практических оснований для введения», – уточняется в отзыве РСП.


Предложения и отзывы оставили также, например, представители Торгово-промышленной палаты, Правового управления Департамента образования и науки Москвы, глава Нацфармпалаты Елена Неволина. Минздрав РФ частично учел замечания, уточнив, что намерен получить заключения всех заинтересованных сторон на проект, прежде чем изменять положения акта или исключать либо добавлять новые положения в него.


«Для Минздрава России важно получить отклик граждан и организаций при публичном обсуждении, но также стоит учесть позиции депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, которые также участвуют в разработке и обсуждении проекта федерального закона», – говорится в ответе регулятора.


В Минздраве напомнили, что сейчас наставничество в здравоохранении успешно реализуется в научных организациях в ходе освоения образовательных программ обучающимися, а также в медорганизациях на рабочих местах. При этом сама система подготовки и адаптации медицинских специалистов в здравоохранении выстроена так, что «наставничество является важным элементом кадровой политики, средством воспитания и оттачивания навыков медицинских работников, поскольку наставничество в здравоохранении является ценностью, присущей медицинской культуре России».


Законопроект находился на этапе общественного обсуждения с 20 июня 2025 года, он еще не внесен в Госдуму. Минздрав предлагает скорректировать статью 69 № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и несколько статей № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ». Если документ примут, он вступит в силу 1 марта 2026 года. Подробнее о проекте закона – в обзоре Vademecum.

Exit mobile version