Recipe.Ru

Минздрав изменит критерии отбора частных клиник для участия в терпрограмме ОМС

Минздрав изменит критерии отбора частных клиник для участия в терпрограмме ОМС


Согласно скорректированному проекту документа, под нарушениями понимается деятельность, которая привела к ухудшению состояния здоровья застрахованного пациента, создала риски прогрессирования имеющегося заболевания, возникновения нового заболевания, или наличие признаков искажения сведений, представленных в медицинской документации.


Всего по итогам общественного обсуждения Минздрав получил 102 предложения. В системе, где размещена инициатива, отмечается, что ведомство частично учло все предложения. Однако многие участники обсуждения заявляли, что проект «сырой» и в случае его принятия «окажет негативное влияние на социально-экономическое развитие субъектов РФ».


Проект постановления, в частности, прокомментировал Депздрав Москвы. Ведомство указало на некоторые аспекты, которые не учел Минздрав. Например, одним из критериев является то, что для новых организаций, претендующих на оказание ВМП, стационарной медпомощи либо избранных диагностических услуг (каких именно, не указано), прописано требование оказывать минимум 300 случаев такого лечения за три последних года либо 150 – за последний. Депздрав считает, что «указанный критерий не учитывает особенности организации медицинской помощи в различных субъектах Российской Федерации, в том числе количество обслуживаемого населения». Ведомство предложило скорректировать пункт следующим образом: «факт оказания медицинской помощи по заявляемому профилю в объеме не менее 100 случаев на 100 тысяч населения за отчетный год или 300 случаев на 100 тысяч населения за три года (за счет всех источников финансирования)». Данное предложение не было учтено федеральным регулятором.


Также в документе отмечается, что если клиника «не участвовала в терпрограмме ОМС» (регулятор не уточняет, в конкретном регионе либо в целом в системе ОМС), то она должна подтвердить свой трехлетний опыт работы.


Важное уточнение проекта постановления – вышеуказанные требования неактуальны, если в субъекте, по информации регионального минздрава/депздрава, есть острая нехватка того или иного вида медпомощи, который оказывает коммерческий игрок. Как именно измеряется доступность этих услуг, документ не описывает.


Ассоциация медицинских организаций по нефрологии и диализу также указала на непонятность системы оценки данного критерия и отметила, что «заключение о потребности субъекта Российской Федерации в объемах медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями, не может быть определена единолично органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения».


В основном инициатива предполагает формальные параметры вступления в терпрограмму ОМС для частных клиник, которые есть в проекте, – наличие лицензии и сайта с основной информацией; интеграция с ЕГИСЗ, ГИС ОМС и региональным сегментом этих систем; для оказывающих скорую помощь – интеграция с диспетчерской службой и круглосуточный режим работы. Для последнего случая Минздрав ввел еще один критерий – наличие лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.


Заявления на участие в терпрограмме ОМС, говорится в проекте, будет принимать ТФОМС, а окончательное решение примет комиссия по разработке терпрограммы ОМС в течение десяти рабочих дней после получения документов от фонда.


Указанные критерии необходимы в связи с обновлением № 326-ФЗ «Об ОМС» по № 552-ФЗ. Новая редакция основного закона в сфере ОМС гласит, что частные клиники, желающие получить объемы медпомощи от ТФОМС, должны пройти качественный отбор.


Несмотря на то что тематические правки закона вступили в силу с 1 сентября 2025 года, сами критерии Минздрав предлагает утвердить с 1 марта 2026 года, то есть, если проект не изменится к моменту утверждения, частные клиники могут заявиться на работу в 2026 году по прежней – уведомительной – схеме.


Как уточняет Минздрав в сопроводительных документах к проекту критериев, порядок включения частных клиник необходим, чтобы отсеять организации, которые не смогут работать по № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и которые могут потенциально нарушить права граждан на бесплатную медпомощь и «неэффективно и необоснованно» израсходовать целевые средства. Речь, судя по статистическим данным, идет о предполагаемой регуляции работы 3 132 частных клиник, зарегистрированных в РФ.


Создание барьеров для участия клиник в программах ОМС обсуждается в профсообществе, ФФОМС, Минздраве и правительстве с 2020 года. Изначально предполагалось, например, что получить объемы ОМС смогут только организации, которые осуществляют меддеятельность по выбранному виду медпомощи не менее двух лет.


Согласно скорректированному проекту документа, под нарушениями понимается деятельность, которая привела к ухудшению состояния здоровья застрахованного пациента, создала риски прогрессирования имеющегося заболевания, возникновения нового заболевания, или наличие признаков искажения сведений, представленных в медицинской документации.


Всего по итогам общественного обсуждения Минздрав получил 102 предложения. В системе, где размещена инициатива, отмечается, что ведомство частично учло все предложения. Однако многие участники обсуждения заявляли, что проект «сырой» и в случае его принятия «окажет негативное влияние на социально-экономическое развитие субъектов РФ».


Проект постановления, в частности, прокомментировал Депздрав Москвы. Ведомство указало на некоторые аспекты, которые не учел Минздрав. Например, одним из критериев является то, что для новых организаций, претендующих на оказание ВМП, стационарной медпомощи либо избранных диагностических услуг (каких именно, не указано), прописано требование оказывать минимум 300 случаев такого лечения за три последних года либо 150 – за последний. Депздрав считает, что «указанный критерий не учитывает особенности организации медицинской помощи в различных субъектах Российской Федерации, в том числе количество обслуживаемого населения». Ведомство предложило скорректировать пункт следующим образом: «факт оказания медицинской помощи по заявляемому профилю в объеме не менее 100 случаев на 100 тысяч населения за отчетный год или 300 случаев на 100 тысяч населения за три года (за счет всех источников финансирования)». Данное предложение не было учтено федеральным регулятором.


Также в документе отмечается, что если клиника «не участвовала в терпрограмме ОМС» (регулятор не уточняет, в конкретном регионе либо в целом в системе ОМС), то она должна подтвердить свой трехлетний опыт работы.


Важное уточнение проекта постановления – вышеуказанные требования неактуальны, если в субъекте, по информации регионального минздрава/депздрава, есть острая нехватка того или иного вида медпомощи, который оказывает коммерческий игрок. Как именно измеряется доступность этих услуг, документ не описывает.


Ассоциация медицинских организаций по нефрологии и диализу также указала на непонятность системы оценки данного критерия и отметила, что «заключение о потребности субъекта Российской Федерации в объемах медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями, не может быть определена единолично органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения».


В основном инициатива предполагает формальные параметры вступления в терпрограмму ОМС для частных клиник, которые есть в проекте, – наличие лицензии и сайта с основной информацией; интеграция с ЕГИСЗ, ГИС ОМС и региональным сегментом этих систем; для оказывающих скорую помощь – интеграция с диспетчерской службой и круглосуточный режим работы. Для последнего случая Минздрав ввел еще один критерий – наличие лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.


Заявления на участие в терпрограмме ОМС, говорится в проекте, будет принимать ТФОМС, а окончательное решение примет комиссия по разработке терпрограммы ОМС в течение десяти рабочих дней после получения документов от фонда.


Указанные критерии необходимы в связи с обновлением № 326-ФЗ «Об ОМС» по № 552-ФЗ. Новая редакция основного закона в сфере ОМС гласит, что частные клиники, желающие получить объемы медпомощи от ТФОМС, должны пройти качественный отбор.


Несмотря на то что тематические правки закона вступили в силу с 1 сентября 2025 года, сами критерии Минздрав предлагает утвердить с 1 марта 2026 года, то есть, если проект не изменится к моменту утверждения, частные клиники могут заявиться на работу в 2026 году по прежней – уведомительной – схеме.


Как уточняет Минздрав в сопроводительных документах к проекту критериев, порядок включения частных клиник необходим, чтобы отсеять организации, которые не смогут работать по № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и которые могут потенциально нарушить права граждан на бесплатную медпомощь и «неэффективно и необоснованно» израсходовать целевые средства. Речь, судя по статистическим данным, идет о предполагаемой регуляции работы 3 132 частных клиник, зарегистрированных в РФ.


Создание барьеров для участия клиник в программах ОМС обсуждается в профсообществе, ФФОМС, Минздраве и правительстве с 2020 года. Изначально предполагалось, например, что получить объемы ОМС смогут только организации, которые осуществляют меддеятельность по выбранному виду медпомощи не менее двух лет.

Exit mobile version