Теперь страхователь (работодатель), чтобы получить положительное решение территориального органа Социального фонда России о финансовом обеспечении предупредительных мер, должен прилагать к заявлению новые документы. Это копии гражданско-правового договора с организацией, проводящей оценку профессиональных рисков (с указанием количества рабочих мест, подлежащих проверке, и стоимости проведения мероприятия), сведения об индивидуальных номерах таких мест (с указанием номера отчета об оценке условий труда).
Среди прочего Соцфонд теперь имеет право запрашивать как сведения о включении обучающей организации в реестр оказывающих услуги в области охраны труда, так и сведения о включении страхователя в реестр индивидуальных предпринимателей и юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда.
Кроме того, если страхователь привлекает стороннюю организацию (агента) для заключения договора санаторно-курортного лечения работников, то он должен предоставить копию такого договора и указать размер вознаграждения агента или иной платы за посреднические услуги.
Есть и изменения, касающиеся сотрудников медорганизаций, – они должны периодически проходить медицинские осмотры.
В первой версии документа Минтруд предлагал установить санаторно-курортное лечение для работников вредного и опасного производства длительностью не менее 14 дней. Однако Минэкономразвития отклонило инициативу, объяснив это тем, что установление минимального количества дней санаторно-курортного лечения, за которое страхователи могут возместить расходы, может повлечь возникновение дополнительных расходов.
Не прошел экспертизу и еще один пункт – в проекте приказа предлагалось проводить мероприятия по финансовому обеспечению предупредительных мер за счет бюджетных ассигнований Соцфонда, а не в их пределах. Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по энергетической политике и энергоэффективности предложил исключить нововведение, так как за счет сумм страховых взносов осуществляется только частичное финансовое обеспечение предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Кроме того, указанные мероприятия, в соответствии с законодательством, также должны финансироваться за счет собственных средств работодателя.
В апреле 2024 года Минздрав РФ подготовил два проекта приказов об утверждении порядка проведения обязательных медицинских осмотров работников. Первый документ описывал перечни противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами. В случае утверждения документ придет на смену аналогичному регламенту предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.
Второй проект приказа конкретизировал перечень медицинских противопоказаний к выполнению отдельных видов работ в организациях пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружениях, клиниках и детских учреждениях. Оба проекта пока не приняты.
В конце мая того же года Минтруд разработал проект изменений в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных, получивших травмы и профессиональные заболевания на производстве. Этот документ тоже пока не принят.
Теперь страхователь (работодатель), чтобы получить положительное решение территориального органа Социального фонда России о финансовом обеспечении предупредительных мер, должен прилагать к заявлению новые документы. Это копии гражданско-правового договора с организацией, проводящей оценку профессиональных рисков (с указанием количества рабочих мест, подлежащих проверке, и стоимости проведения мероприятия), сведения об индивидуальных номерах таких мест (с указанием номера отчета об оценке условий труда).
Среди прочего Соцфонд теперь имеет право запрашивать как сведения о включении обучающей организации в реестр оказывающих услуги в области охраны труда, так и сведения о включении страхователя в реестр индивидуальных предпринимателей и юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда.
Кроме того, если страхователь привлекает стороннюю организацию (агента) для заключения договора санаторно-курортного лечения работников, то он должен предоставить копию такого договора и указать размер вознаграждения агента или иной платы за посреднические услуги.
Есть и изменения, касающиеся сотрудников медорганизаций, – они должны периодически проходить медицинские осмотры.
В первой версии документа Минтруд предлагал установить санаторно-курортное лечение для работников вредного и опасного производства длительностью не менее 14 дней. Однако Минэкономразвития отклонило инициативу, объяснив это тем, что установление минимального количества дней санаторно-курортного лечения, за которое страхователи могут возместить расходы, может повлечь возникновение дополнительных расходов.
Не прошел экспертизу и еще один пункт – в проекте приказа предлагалось проводить мероприятия по финансовому обеспечению предупредительных мер за счет бюджетных ассигнований Соцфонда, а не в их пределах. Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по энергетической политике и энергоэффективности предложил исключить нововведение, так как за счет сумм страховых взносов осуществляется только частичное финансовое обеспечение предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Кроме того, указанные мероприятия, в соответствии с законодательством, также должны финансироваться за счет собственных средств работодателя.
В апреле 2024 года Минздрав РФ подготовил два проекта приказов об утверждении порядка проведения обязательных медицинских осмотров работников. Первый документ описывал перечни противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами. В случае утверждения документ придет на смену аналогичному регламенту предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.
Второй проект приказа конкретизировал перечень медицинских противопоказаний к выполнению отдельных видов работ в организациях пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружениях, клиниках и детских учреждениях. Оба проекта пока не приняты.
В конце мая того же года Минтруд разработал проект изменений в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных, получивших травмы и профессиональные заболевания на производстве. Этот документ тоже пока не принят.