Изменения предлагается внести в Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (постановление Правительства РФ №515 от 26 апреля 2019 года). Согласно проекту обновлений, под аварийной ситуацией понимается сбой в работе системы маркировки, «носящий чрезвычайный, непредотвратимый и непреодолимый характер, возникающий в связи с угрозой безопасности информации, связанной с действиями нарушителей с потенциалом, превышающим высокий».
В случае возникновения такой ситуации оператор системы, то есть ЦРПТ, должен незамедлительно оповестить об этом участников оборота товаров через все доступные каналы связи и одновременно проинформировать координатора («Честный знак») о нарушении функционирования системы. Оператор также должен указать предположительное время начала аварийной ситуации и озвучить возможные причины ее возникновения.
В проекте отмечается, что участники оборота товаров в период действия аварийной ситуации продолжают осуществлять их ввод в оборот, оборот и вывод из оборота в соответствии с правилами маркировки. При невозможности получения кодов маркировки от оператора участники должны осуществлять нанесение средств идентификации из сформированного запаса кодов.
Для обеспечения возможности маркировки товаров в условиях аварийной ситуации оператор обязан предоставлять по заявке производителя или импортера коды маркировки в количестве, достаточном для поддержания штатного режима производства, импорта и ввода в оборот товаров в течение 7 рабочих дней.
При невозможности подачи сведений в систему маркировки (неполучении ответа от информационной системы мониторинга о приеме сведений) в течение 2 часов участники оборота товаров должны обеспечить регистрацию и хранение таких сведений в собственных учетных системах, не приостанавливая ввод в оборот, оборот и вывод из оборота своих товаров. По окончании периода действия аварийной ситуации участники должны будут в течение 3 рабочих дней подать эти сведения в информационную систему мониторинга. Однако ЦРПТ и «Честный знак» могут определить и иной порядок подачи информации участниками.
Уточняется, что федеральные органы исполнительной власти в период действия аварийной ситуации не вправе запрещать ввод в оборот, оборот и вывод из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке по причине невозможности взаимодействия представителей системы маркировки со специалистами информсистем этих структур.
После прекращения аварийной ситуации оператор в течение 3 часов должен уведомить координатора маркировки, который, в свою очередь, в течение суток должен сообщить об этом участникам маркировки.
Из пояснительной записки к проекту постановления следует, что особенности функционирования системы маркировки в аварийной ситуации установлены с учетом практики отражения DDoS-атак на систему, зафиксированных в марте-сентябре 2022 года со стороны «недружественных стран». В документе также подчеркивается, что дополнительных расходов участников оборота товаров и ЦРПТ с принятием проекта постановления не возникнет.
Сейчас в России обязательной маркировке подлежат лекарства. С 1 февраля 2023 года будет введена обязательная маркировка кресел-колясок. Кроме того, проводится добровольный эксперимент по маркировке компьютерных томографов, слуховых аппаратов, коронарных стентов, обеззараживателей воздуха, ортопедической обуви, абсорбирующего белья, БАДов и кожных антисептиков.
Изменения предлагается внести в Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (постановление Правительства РФ №515 от 26 апреля 2019 года). Согласно проекту обновлений, под аварийной ситуацией понимается сбой в работе системы маркировки, «носящий чрезвычайный, непредотвратимый и непреодолимый характер, возникающий в связи с угрозой безопасности информации, связанной с действиями нарушителей с потенциалом, превышающим высокий».
В случае возникновения такой ситуации оператор системы, то есть ЦРПТ, должен незамедлительно оповестить об этом участников оборота товаров через все доступные каналы связи и одновременно проинформировать координатора («Честный знак») о нарушении функционирования системы. Оператор также должен указать предположительное время начала аварийной ситуации и озвучить возможные причины ее возникновения.
В проекте отмечается, что участники оборота товаров в период действия аварийной ситуации продолжают осуществлять их ввод в оборот, оборот и вывод из оборота в соответствии с правилами маркировки. При невозможности получения кодов маркировки от оператора участники должны осуществлять нанесение средств идентификации из сформированного запаса кодов.
Для обеспечения возможности маркировки товаров в условиях аварийной ситуации оператор обязан предоставлять по заявке производителя или импортера коды маркировки в количестве, достаточном для поддержания штатного режима производства, импорта и ввода в оборот товаров в течение 7 рабочих дней.
При невозможности подачи сведений в систему маркировки (неполучении ответа от информационной системы мониторинга о приеме сведений) в течение 2 часов участники оборота товаров должны обеспечить регистрацию и хранение таких сведений в собственных учетных системах, не приостанавливая ввод в оборот, оборот и вывод из оборота своих товаров. По окончании периода действия аварийной ситуации участники должны будут в течение 3 рабочих дней подать эти сведения в информационную систему мониторинга. Однако ЦРПТ и «Честный знак» могут определить и иной порядок подачи информации участниками.
Уточняется, что федеральные органы исполнительной власти в период действия аварийной ситуации не вправе запрещать ввод в оборот, оборот и вывод из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке по причине невозможности взаимодействия представителей системы маркировки со специалистами информсистем этих структур.
После прекращения аварийной ситуации оператор в течение 3 часов должен уведомить координатора маркировки, который, в свою очередь, в течение суток должен сообщить об этом участникам маркировки.
Из пояснительной записки к проекту постановления следует, что особенности функционирования системы маркировки в аварийной ситуации установлены с учетом практики отражения DDoS-атак на систему, зафиксированных в марте-сентябре 2022 года со стороны «недружественных стран». В документе также подчеркивается, что дополнительных расходов участников оборота товаров и ЦРПТ с принятием проекта постановления не возникнет.
Сейчас в России обязательной маркировке подлежат лекарства. С 1 февраля 2023 года будет введена обязательная маркировка кресел-колясок. Кроме того, проводится добровольный эксперимент по маркировке компьютерных томографов, слуховых аппаратов, коронарных стентов, обеззараживателей воздуха, ортопедической обуви, абсорбирующего белья, БАДов и кожных антисептиков.