Recipe.Ru

Минобрнауки изменило образовательные стандарты врачей и медсестер

Минюст РФ 27 мая зарегистрировал приказ Министерства науки и высшего образования РФ №1456 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». Среди прочего изменения коснулись программ бакалавриата по сестринскому делу, специалитета по лечебному делу и остеопатии, магистратуры по общественному здравоохранению и других профильных стандартов.


В основном, изменения затронули требования к результатам освоения программ, а именно универсальных компетенций (УК) выпускника. Так, в образовательном стандарте бакалавриата по направлению «сестринское дело» расширили категорию «безопасность жизнедеятельности»: теперь выпускник должен уметь «создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов». Ранее в этой УК содержалось только требования по поддержке безопасных условий, в том числе во время ЧС.


Также этот стандарт дополнен двумя новыми требованиями к универсальным компетенциям: «экономическая культура, в том числе финансовая грамотность» (здесь выпускник должен уметь принимать обоснованное экономическое решение в различных областях жизнедеятельности) и «гражданская позиция» (способность выпускника «формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению).


Кроме того, в образовательном стандарте программы бакалавриата по сестринскому делу изменена и одна общепрофессиональная компетенция (ОПК) – в категории «информационные технологии». Теперь ОПК звучит так: выпускник «способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности». Ранее выпускник должен был уметь «решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медикобиологической терминологии, информационно-коммуникативных технологий и учетом основных требований информационной безопасности».


Аналогичные требования к УК и ОПК теперь содержатся и в образовательных стандартах специалитета по «медико-профилактическому делу» и «фармации», только к ОПК – в стандартах «лечебное дело», «педиатрия», «остеопатия» и «клиническая психология».


Уточнены и ОПК по программам специалитета «медицинская биохимия», «медицинская биофизика» и «медицинская кибернетика». Теперь выпускник должен «понимать принципы работы информационных технологий, обеспечивать информационно-технологическую поддержку в области здравоохранения; применять средства информационно-коммуникационных технологий и ресурсы биоинформатики в профессиональной деятельности; выполнять требования информационной безопасности». Ранее требования к этой ОПК были несколько уже.


В стандарте по «медицинской кибернетике» также появилось несколько дополнений. Так, к ОПК выпускника отнесли способность «разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения». Еще одна новая ОПК в стандарте – способность «соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами».


В требованиях к условиям реализации программы специалитета «клиническая психология» появилось уточнение, что не менее 25% преподавателей должны иметь ученую степень по специальности «медицинская психология», а не менее 45% – ученую степень по научным специальностям в области психологических наук и «вести научную, учебно-методическую и (или) практическую деятельность по направлению «медицинская/клиническая психология». Ранее в стандарте содержалось только требование о 45%.


Появилось изменение и в образовательном стандарте магистратуры по программе «общественное здравоохранение». Теперь в блоке государственной итоговой аттестации обязательны подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы. Ранее необходимость подготовки такой работы определял вуз.


Научно-педагогические сотрудники вузов, занятые по программе магистратуры «промышленная фармация», теперь могут не иметь публикаций в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, и других научных изданиях. Ранее «среднегодовое число публикаций <…> за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников <…> должно [было] составлять не менее двух в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования».


В ноябре 2020 года Правительство РФ установило квоты приема на целевое обучение в вузах в 2021 году. В список по приему на целевые места в медицинские вузы вошли 85 специальностей ординатуры, девять направлений по специалитету, четыре специальности в аспирантуре и одна специальность в бакалавриате («сестринское дело» с 10% целевых мест).


«В предстоящем учебном году большинство бюджетных мест по медицинским специальностям останутся целевыми. В частности, по специальности «лечебное дело» их доля составит 70%, по «педиатрии» – 75% (специалитет), а по наиболее дефицитным направлениям ординатуры – 100%. В их числе – «анестезиология», «рентгенология», «кардиология», «пульмонология», «неврология», «оториноларингология», «офтальмология», «бактериология», «инфекционные болезни», – отмечали в правительстве.


В апреле 2021 года в Минобрнауки РФ сообщили, что в 2022-2023 учебном году количество бюджетных мест по программам ординатуры увеличится на 13,8% – до 19 699, а всего в медицинских вузах по различным образовательным программам для поступающих будет доступно 53 450 бюджетных мест.

Минюст РФ 27 мая зарегистрировал приказ Министерства науки и высшего образования РФ №1456 от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». Среди прочего изменения коснулись программ бакалавриата по сестринскому делу, специалитета по лечебному делу и остеопатии, магистратуры по общественному здравоохранению и других профильных стандартов.


В основном, изменения затронули требования к результатам освоения программ, а именно универсальных компетенций (УК) выпускника. Так, в образовательном стандарте бакалавриата по направлению «сестринское дело» расширили категорию «безопасность жизнедеятельности»: теперь выпускник должен уметь «создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов». Ранее в этой УК содержалось только требования по поддержке безопасных условий, в том числе во время ЧС.


Также этот стандарт дополнен двумя новыми требованиями к универсальным компетенциям: «экономическая культура, в том числе финансовая грамотность» (здесь выпускник должен уметь принимать обоснованное экономическое решение в различных областях жизнедеятельности) и «гражданская позиция» (способность выпускника «формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению).


Кроме того, в образовательном стандарте программы бакалавриата по сестринскому делу изменена и одна общепрофессиональная компетенция (ОПК) – в категории «информационные технологии». Теперь ОПК звучит так: выпускник «способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности». Ранее выпускник должен был уметь «решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медикобиологической терминологии, информационно-коммуникативных технологий и учетом основных требований информационной безопасности».


Аналогичные требования к УК и ОПК теперь содержатся и в образовательных стандартах специалитета по «медико-профилактическому делу» и «фармации», только к ОПК – в стандартах «лечебное дело», «педиатрия», «остеопатия» и «клиническая психология».


Уточнены и ОПК по программам специалитета «медицинская биохимия», «медицинская биофизика» и «медицинская кибернетика». Теперь выпускник должен «понимать принципы работы информационных технологий, обеспечивать информационно-технологическую поддержку в области здравоохранения; применять средства информационно-коммуникационных технологий и ресурсы биоинформатики в профессиональной деятельности; выполнять требования информационной безопасности». Ранее требования к этой ОПК были несколько уже.


В стандарте по «медицинской кибернетике» также появилось несколько дополнений. Так, к ОПК выпускника отнесли способность «разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения». Еще одна новая ОПК в стандарте – способность «соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами».


В требованиях к условиям реализации программы специалитета «клиническая психология» появилось уточнение, что не менее 25% преподавателей должны иметь ученую степень по специальности «медицинская психология», а не менее 45% – ученую степень по научным специальностям в области психологических наук и «вести научную, учебно-методическую и (или) практическую деятельность по направлению «медицинская/клиническая психология». Ранее в стандарте содержалось только требование о 45%.


Появилось изменение и в образовательном стандарте магистратуры по программе «общественное здравоохранение». Теперь в блоке государственной итоговой аттестации обязательны подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы. Ранее необходимость подготовки такой работы определял вуз.


Научно-педагогические сотрудники вузов, занятые по программе магистратуры «промышленная фармация», теперь могут не иметь публикаций в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, и других научных изданиях. Ранее «среднегодовое число публикаций <…> за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников <…> должно [было] составлять не менее двух в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования».


В ноябре 2020 года Правительство РФ установило квоты приема на целевое обучение в вузах в 2021 году. В список по приему на целевые места в медицинские вузы вошли 85 специальностей ординатуры, девять направлений по специалитету, четыре специальности в аспирантуре и одна специальность в бакалавриате («сестринское дело» с 10% целевых мест).


«В предстоящем учебном году большинство бюджетных мест по медицинским специальностям останутся целевыми. В частности, по специальности «лечебное дело» их доля составит 70%, по «педиатрии» – 75% (специалитет), а по наиболее дефицитным направлениям ординатуры – 100%. В их числе – «анестезиология», «рентгенология», «кардиология», «пульмонология», «неврология», «оториноларингология», «офтальмология», «бактериология», «инфекционные болезни», – отмечали в правительстве.


В апреле 2021 года в Минобрнауки РФ сообщили, что в 2022-2023 учебном году количество бюджетных мест по программам ординатуры увеличится на 13,8% – до 19 699, а всего в медицинских вузах по различным образовательным программам для поступающих будет доступно 53 450 бюджетных мест.

Exit mobile version