Идею расширить страховую составляющую системы ОМС Минфин представил в 2021 году в проекте Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года в разделе «Развитие рынка страхования». Авторы концепции предположили, что постепенно обязательное и добровольное страхование сформируют «единую комплементарную систему, где добровольное страхование будет дополнять, а не заменять обязательное». Работу по созданию новой модели необходимо проводить для повышения «клиентоориентированности» ОМС, уверены в Минфине, поскольку система обязательного медстрахования все больше имеет «административно-распределительный» характер.
Также в концепции было прописано, что качество услуг ОМС не должно уступать тем же, которые сейчас страховщики предлагают в программах ДМС. В этом должно помочь более широкое вовлечение в медобслуживание населения страховых компаний.
Документ в том же 2021-м прокомментировал замдиректора департамента финансовой политики министерства Роман Точилин. Он предположил, что в некоторых регионах можно пилотно опробовать совмещение ДМС и ОМС, расширив там «страховую составляющую». На запрос Vademecum в Минфине дополнительных пояснений тогда дать не смогли, не появилось подробностей и сейчас.
«Ведомости» и «РИА Новости» 14 декабря узнали, что идею в министерстве не оставили: ее обнаружили в одной из презентаций сотрудников Минфина. Но как в 2021-м, так и сейчас, авторы инициативы не уточняют, как именно может быть реализован механизм погружения ДМС в ОМС, не знают об идее и в Минздраве.
Концепцию, однако, активно обсуждают представители страхового рынка и Всероссийский союз страховщиков, сообщили «Ведомости». Одним из методов совмещения двух систем могло бы, по их мнению, стать добровольное страхование на набор платных услуг в клиниках, работающих по ОМС. В этом случае ряд диагностических или иных услуг могли бы покрываться купленной страховкой. Фактически такая модель уже работает: программы ДМС приобретаются клиентами как раз в дополнение к базовым услугам ОМС, которые формально доступны населению бесплатно.
Исходя из формулировок Минфина, модель «ДМС+ОМС» может стать аналогом механизма соплатежей населения за медуслуги, предоставляемые по программе госгарантий. В этом случае часть видов медпомощи, доступных по ОМС, могут погрузить в программы ДМС, соответственно нагрузка на бюджет федерального фонда ОМС сократится – в этом заинтересованы хронически недофинансируемые территориальные фонды ОМС (ТФОМС).
Идея соплатежей озвучивается в России не впервые: о внедрении механизма софинансирования медпомощи за счет пациента еще в 2017 году говорил президент РФ Владимир Путин. «Нужно думать о том, где государство обязано точно, <…> в каких сегментах, в каком объеме, по каким направлениям, оказывать помощь бесплатно, а где возможно какое-то софинансирование», – отмечал он. Тогда обсуждался объем софинансирования в 2% от расходов на ОМС, однако до наших дней идея не дошла.
В 2021 году экс-председатель ФФОМС Елена Чернякова назвала ДМС одним из способов соплатежа пациента за препараты вне перечня ЖНВЛП. Территориальные фонды же, учитывая постоянный ежегодный перерасход своих бюджетов, также не раз предлагали установить «предел обязательств системы ОМС по оплате медицинских услуг».
Некоторые шаги к соплатежам уже были регуляторами сделаны. Например, с 2022 года программа госгарантий позволила закупать онколекарства за счет благотворительных фондов и вводить их при стационарном лечении. Для оплаты таких случаев лечения появились специальные КСГ, которые используются только для компенсации пребывания пациента на койке и ввода лекарства. В любых других случаях различные источники финансирования медпомощи, будь то страховка ДМС, платные медуслуги, федеральный/региональный бюджеты либо ОМС, в системе оплаты медпомощи пока не пересекаются.
Федеральные регуляторы и правительство же пока склонны увеличивать объем финансирования системы ОМС, нежели развивать механизмы сооплаты. В 2023 году бюджет ФФОМС увеличится на более чем 11%, в том числе за счет повышенных взносов на ОМС от регионов, а к числу застрахованных добавят нескольких категорий иностранных работников – ранее они могли лечиться как раз только по ДМС.
Идею расширить страховую составляющую системы ОМС Минфин представил в 2021 году в проекте Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года в разделе «Развитие рынка страхования». Авторы концепции предположили, что постепенно обязательное и добровольное страхование сформируют «единую комплементарную систему, где добровольное страхование будет дополнять, а не заменять обязательное». Работу по созданию новой модели необходимо проводить для повышения «клиентоориентированности» ОМС, уверены в Минфине, поскольку система обязательного медстрахования все больше имеет «административно-распределительный» характер.
Также в концепции было прописано, что качество услуг ОМС не должно уступать тем же, которые сейчас страховщики предлагают в программах ДМС. В этом должно помочь более широкое вовлечение в медобслуживание населения страховых компаний.
Документ в том же 2021-м прокомментировал замдиректора департамента финансовой политики министерства Роман Точилин. Он предположил, что в некоторых регионах можно пилотно опробовать совмещение ДМС и ОМС, расширив там «страховую составляющую». На запрос Vademecum в Минфине дополнительных пояснений тогда дать не смогли, не появилось подробностей и сейчас.
«Ведомости» и «РИА Новости» 14 декабря узнали, что идею в министерстве не оставили: ее обнаружили в одной из презентаций сотрудников Минфина. Но как в 2021-м, так и сейчас, авторы инициативы не уточняют, как именно может быть реализован механизм погружения ДМС в ОМС, не знают об идее и в Минздраве.
Концепцию, однако, активно обсуждают представители страхового рынка и Всероссийский союз страховщиков, сообщили «Ведомости». Одним из методов совмещения двух систем могло бы, по их мнению, стать добровольное страхование на набор платных услуг в клиниках, работающих по ОМС. В этом случае ряд диагностических или иных услуг могли бы покрываться купленной страховкой. Фактически такая модель уже работает: программы ДМС приобретаются клиентами как раз в дополнение к базовым услугам ОМС, которые формально доступны населению бесплатно.
Исходя из формулировок Минфина, модель «ДМС+ОМС» может стать аналогом механизма соплатежей населения за медуслуги, предоставляемые по программе госгарантий. В этом случае часть видов медпомощи, доступных по ОМС, могут погрузить в программы ДМС, соответственно нагрузка на бюджет федерального фонда ОМС сократится – в этом заинтересованы хронически недофинансируемые территориальные фонды ОМС (ТФОМС).
Идея соплатежей озвучивается в России не впервые: о внедрении механизма софинансирования медпомощи за счет пациента еще в 2017 году говорил президент РФ Владимир Путин. «Нужно думать о том, где государство обязано точно, <…> в каких сегментах, в каком объеме, по каким направлениям, оказывать помощь бесплатно, а где возможно какое-то софинансирование», – отмечал он. Тогда обсуждался объем софинансирования в 2% от расходов на ОМС, однако до наших дней идея не дошла.
В 2021 году экс-председатель ФФОМС Елена Чернякова назвала ДМС одним из способов соплатежа пациента за препараты вне перечня ЖНВЛП. Территориальные фонды же, учитывая постоянный ежегодный перерасход своих бюджетов, также не раз предлагали установить «предел обязательств системы ОМС по оплате медицинских услуг».
Некоторые шаги к соплатежам уже были регуляторами сделаны. Например, с 2022 года программа госгарантий позволила закупать онколекарства за счет благотворительных фондов и вводить их при стационарном лечении. Для оплаты таких случаев лечения появились специальные КСГ, которые используются только для компенсации пребывания пациента на койке и ввода лекарства. В любых других случаях различные источники финансирования медпомощи, будь то страховка ДМС, платные медуслуги, федеральный/региональный бюджеты либо ОМС, в системе оплаты медпомощи пока не пересекаются.
Федеральные регуляторы и правительство же пока склонны увеличивать объем финансирования системы ОМС, нежели развивать механизмы сооплаты. В 2023 году бюджет ФФОМС увеличится на более чем 11%, в том числе за счет повышенных взносов на ОМС от регионов, а к числу застрахованных добавят нескольких категорий иностранных работников – ранее они могли лечиться как раз только по ДМС.