Recipe.Ru

Медучреждения в 2022 году увеличили долю закупок дженериков

Медучреждения в 2022 году увеличили долю закупок дженериков

В 2022 году медучреждения стали отдавать предпочтение закупке дженериков. В 2019 году наблюдалась обратная тенденция, тогда клиники закупали больше оригинальных препаратов. Такие выводы Vademecum сделал на основе отчета Headway Company по закупкам ряда лекарств для терапии онкологических заболеваний и сахарного диабета, а также рентгеноконтрастных препаратов.

Препараты на основе инсулинов 

По данным Headway Company, за семь месяцев 2022 года на долю закупок российскими медучреждениями дженериков инсулина аспарт (Ринфаст от «Герофарма» и Росинсулин Аспарт Р от «Завода Медсинтез») пришлось 90,19%, а на долю оригинального препарата с этим действующим веществом (НовоРапид Пенфилл от датской Novo Nordisk) – 9,81%. За аналогичный период 2021 года на долю закупок медорганизациями дженериков инсулина аспарта пришлось 69,05%, оригинального препарата – 30,95%.

Что касается инсулина гларгина, доля закупок медорганизациями дженериковых препаратов с его содержанием (РинГлар от «Герофарма», Базаглар от американской Eli Lilly и Инсулин гларгин от «ПрофитМед») по сравнению с прошлым годом выросла с 18,8% до 20,3%. Оригинальный препарат (Лантус СолоСтар) производит французская Sanofi.

Объемы закупок дженериковой версии инсулина лизпро (РинЛиз от «Герофарма»), в 2022 году также возросли по сравнению с 2021 годом (с 68,87% до 74,18%). Оригинальный препарат с этим действующим веществом (Хумалог) производит американская Eli Lilly.

В 2019 году медучреждения при закупках всех трех вышеуказанных МНН отдавали предпочтение оригинальным препаратам. При этом если раньше предельная цена на российские аналоги была ниже предельной цены оригинальных препаратов, то теперь стоимость дженериков и оригинальных лекарств сравнялась, а в ряде случаев и увеличилась.

В августе 2022 года в России зафиксировали проблемы с доступностью инсулинов зарубежного производства. Речь шла в том числе о препаратах Левемир, Фиасп, Новомикс и Протафан от датской Novo Nordisk. Сообщалось о нехватке этих лекарственных средств в региональных аптеках, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Весной пациенты с сахарным диабетом уже выражали беспокойство по поводу возможной дефектуры оригинальных препаратов на основе инсулинов на фоне ажиотажного спроса.

Рентгеноконтрастные препараты 

В 2022 году российские медучреждения также почти в 4 раза увеличили долю закупок дженериков рентгеноконтрастного препарата с МНН йогексол (с 10,63% до 40,53%). Однако производитель оригинального средства (Омнипак) – американская GE HealthCare – не объявлял о прекращении поставок этого препарата и каких-либо других своих продуктов в Россию.

Онкопрепараты

Для терапии онкологических заболеваний медучреждения с 2019 года закупкают в большей степени дженерики (в случае их наличия).

В конце марта 2022 года Минздрав РФ по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой направил в регионы письмо со списком импортных препаратов, которые не выпускаются в России и дружественных странах и могут оказаться в дефиците. Ведомство предложило главным внештатным специалистам обсудить с коллегами из субъектов России возможные варианты замены таких лекарств. В список вошли, например, онкопрепараты от Roche, Pfizer, Bristol Myers Squibb и Eli Lilly.

В 2022 году российские фармкомпании начали активную разработку аналогов иностранных лекарств. Например, компания «Биокад» в конце июля начала сравнительное КИ своего препарата BCD-178 (это биосимиляр пертузумаба) и оригинального лекарственного средства – Перьета от швейцарской Roche, дженериков которого в настоящее время не зарегистрировано, так как препарат защищен патентом в Европе до марта 2023 года, в США – до июня 2024 года. Ранее российская фармкомпания подала документы на регистрацию препарата Пемброриа (пембролизумаб) – первого дженерика онкоблокбастера MSD Китруды. Оригинальное лексредство защищено патентом в США до 2028 года.

В апреле онкопациенты обеспокоились вероятностью дефицита оригинальных препаратов в связи с ограничением рядом зарубежных фармкомпанйи своей деятельности в России. Однако производители лекарств (например, американская Pfizer, англо-шведская AstraZeneca и швейцарская Roche, а также японская Takeda) заверили, что не намерены прекращать поставки жизненно-важных препаратов в Россию, несмотря на ограничение своей деятельности в стране. 

Растворы для гемофильтрации

Не во всех направлениях медицины в настоящее время возможно произвести переключение на дженерики ввиду их отсутствия. Например, в марте 2022 года представители медорганизаций, в которых осуществляется процедура гемодиализа, отметили, что в этой сфере импортозамещение в России не производится. В настоящее время на рынке растворов для гемофильтрации превалирует немецкая Fresenius Medical Care. Растворов каких-либо других производителей в России не зарегистрировано.

Для справки. Дженерик – препарат, который в своей основе имеет то же количество и качество активного вещества, что и в оригинальном средстве. Он должен выпускаться в той же лекарственной форме, что и оригинальный препарат. Биосимиляр – не на 100% тождественный оригинальному препарат, а лишь схожий с ним. 

Exit mobile version