Recipe.Ru

Медотходы после обеззараживания приравняют к отходам производства и потребления

Медотходы после обеззараживания приравняют к отходам производства и потребления


Изменения планируется внести в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно предлагаемому регламенту, медицинские отходы, включая классы А, Б, В и Г, после обеззараживания и паспортизации будут приравнены к другим отходам промышленности и потребления и будут вывозиться лицензированными операторами ТКО для дальнейшего захоронения на полигонах с учетом классов опасности в качестве привычных промышленных и коммунальных, а не медицинских отходов.


Авторами поправок выступили сенаторы Алексей Майоров, Александр Двойных, Елена Зеленко и Андрей Яцкин. Перевод всех медицинских отходов под действие 89-ФЗ должен навести порядок в отрасли, считают сенаторы. Как отмечают авторы законопроекта, фактически медицинские отходы класса «А» уже погружены в объемы твердых коммунальных отходов, а медицинские отходы класса «Г» – в объемы промышленных токсичных отходов. Судами признано, что медицинские отходы класса «А» могут быть отнесены к ТКО, и региональный оператор по обращению с ТКО обязан заключать договор на вывоз медицинских отходов класса «А». 


Поправки могут привести к росту затрат клиник в части платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, а также на паспортизацию отходов, однако их планируется компенсировать дополнительными бюджетными ассигнованиями, отмечается в пояснительной записке.


По информации Headway Company и Аналитического центра Vademecum, в 2019 году госзаказчики заключили контракты на обращение с медотходами на 7,7 млрд рублей. По данным профильных операторов, от 50% до 90% медотходов наиболее распространенных классов «Б» и «В» (инфицированных или потенциально инфицированных) должным образом не утилизируются, а захораниваются на несанкционированных площадках.


По данным Роспотребнадзора, в России в 2022 году было образовано 3,1 млн тонн медицинских отходов, из них на класс «А» пришлось 2,3 млн тонн (73,8%), класс «Б» – 669 тысяч тонн (21,4%), класс «В» – 109 тысяч тонн (3,5%), класс «Г» – 41 тысяча тонн (1,3 %), класс «Д» – 718 тонн (0,002%).


На территории медорганизаций было обезврежено 159,4 тысячи тонн, что составило 17,9% от образованных и подлежащих обеззараживанию медицинских отходов классов «Б», «В», «Г».


По данным Минздрава России, в 2021 году затраты по обращению с медицинскими отходами составили 9,2 млрд рублей, из которых 6,9 млрд рублей пришлись на средства ОМС, а еще на 2 млрд рублей были проведены за счет субвенций ФОМС. Региональные бюджеты потратили 1,7 млрд рублей, а еще 0,6 млрд рублей было потрачено из средств ДМС и платных услуг.


На проблему ранее обращал внимание и мэр Москвы Сергей Собянин. В январе 2022 года он обратился к Правительству РФ с предложением приравнять медотходы класса «А» к твердым коммунальным отходам. Собянин отметил, что это позволит вывозить медицинские отходы класса «А» региональным операторам по вывозу ТКО, не имеющим специальной лицензии. В декабре 2021 года были утверждены поправки в 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве», позволяющие заключать соглашения о сборе, использовании, обезвреживании, размещении, хранении, учете и утилизации медицинских отходов.


На контроль за рынком по обращению с медотходами претендовали крупные госкомпании. В августе 2020 года госкорпорация «Ростех» предложила Минпромторгу назначить ее дочернее предприятие «Росхимзащита» единым оператором по утилизации медицинских отходов, в том числе масок. Тогда же ООО «Дмитровский МПК», входящее в структуру «Ростеха» «РТ-Инвест», пообещало вложить в создание в Московской области централизованной системы по утилизации медотходов более 5 млрд рублей. В июле 2022 года еще одна компания – «Роснано» заявляла о планах по строительству в России сети из 15 заводов по обезвреживанию и утилизации медицинских, биологических и особо опасных отходов.


Изменения планируется внести в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно предлагаемому регламенту, медицинские отходы, включая классы А, Б, В и Г, после обеззараживания и паспортизации будут приравнены к другим отходам промышленности и потребления и будут вывозиться лицензированными операторами ТКО для дальнейшего захоронения на полигонах с учетом классов опасности в качестве привычных промышленных и коммунальных, а не медицинских отходов.


Авторами поправок выступили сенаторы Алексей Майоров, Александр Двойных, Елена Зеленко и Андрей Яцкин. Перевод всех медицинских отходов под действие 89-ФЗ должен навести порядок в отрасли, считают сенаторы. Как отмечают авторы законопроекта, фактически медицинские отходы класса «А» уже погружены в объемы твердых коммунальных отходов, а медицинские отходы класса «Г» – в объемы промышленных токсичных отходов. Судами признано, что медицинские отходы класса «А» могут быть отнесены к ТКО, и региональный оператор по обращению с ТКО обязан заключать договор на вывоз медицинских отходов класса «А». 


Поправки могут привести к росту затрат клиник в части платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, а также на паспортизацию отходов, однако их планируется компенсировать дополнительными бюджетными ассигнованиями, отмечается в пояснительной записке.


По информации Headway Company и Аналитического центра Vademecum, в 2019 году госзаказчики заключили контракты на обращение с медотходами на 7,7 млрд рублей. По данным профильных операторов, от 50% до 90% медотходов наиболее распространенных классов «Б» и «В» (инфицированных или потенциально инфицированных) должным образом не утилизируются, а захораниваются на несанкционированных площадках.


По данным Роспотребнадзора, в России в 2022 году было образовано 3,1 млн тонн медицинских отходов, из них на класс «А» пришлось 2,3 млн тонн (73,8%), класс «Б» – 669 тысяч тонн (21,4%), класс «В» – 109 тысяч тонн (3,5%), класс «Г» – 41 тысяча тонн (1,3 %), класс «Д» – 718 тонн (0,002%).


На территории медорганизаций было обезврежено 159,4 тысячи тонн, что составило 17,9% от образованных и подлежащих обеззараживанию медицинских отходов классов «Б», «В», «Г».


По данным Минздрава России, в 2021 году затраты по обращению с медицинскими отходами составили 9,2 млрд рублей, из которых 6,9 млрд рублей пришлись на средства ОМС, а еще на 2 млрд рублей были проведены за счет субвенций ФОМС. Региональные бюджеты потратили 1,7 млрд рублей, а еще 0,6 млрд рублей было потрачено из средств ДМС и платных услуг.


На проблему ранее обращал внимание и мэр Москвы Сергей Собянин. В январе 2022 года он обратился к Правительству РФ с предложением приравнять медотходы класса «А» к твердым коммунальным отходам. Собянин отметил, что это позволит вывозить медицинские отходы класса «А» региональным операторам по вывозу ТКО, не имеющим специальной лицензии. В декабре 2021 года были утверждены поправки в 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве», позволяющие заключать соглашения о сборе, использовании, обезвреживании, размещении, хранении, учете и утилизации медицинских отходов.


На контроль за рынком по обращению с медотходами претендовали крупные госкомпании. В августе 2020 года госкорпорация «Ростех» предложила Минпромторгу назначить ее дочернее предприятие «Росхимзащита» единым оператором по утилизации медицинских отходов, в том числе масок. Тогда же ООО «Дмитровский МПК», входящее в структуру «Ростеха» «РТ-Инвест», пообещало вложить в создание в Московской области централизованной системы по утилизации медотходов более 5 млрд рублей. В июле 2022 года еще одна компания – «Роснано» заявляла о планах по строительству в России сети из 15 заводов по обезвреживанию и утилизации медицинских, биологических и особо опасных отходов.

Exit mobile version