Recipe.Ru

Медицинские кадры — тренды и прогнозы

Медицинские кадры — тренды и прогнозы
медицинские кадры — тренды и прогнозы


Трансформация системы здравоохранения, обусловленная цифровизацией, развитием превентивной медицины, внедрением технологий моделирования здоровья и другими факторами, сопровождается соответствующими изменениями в медицинском образовании. Наряду с потребностью во врачах традиционной специализации растет спрос на целый ряд других специалистов, востребованных в сфере медицины.

В каких новых профессиях нуждается отечественная медицина, какие задачи сегодня должны решать медицинские вузы, и каким видится будущее медицинских кадров — эти и другие вопросы обсуждались в рамках форума «Здоровое общество».

Открыла встречу Виктория Мадьянова, заместитель директора Института лидерства и управления здравоохранением Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, коснувшись вопроса обеспечения населения медицинскими кадрами. Эксперт отметила дефицит врачей, подчеркнув, что это проблема не только России. «Ни одна система здравоохранения ни в одной из развитых стран мира не обеспечена кадрами в полной мере, — констатировала она. — Что касается нашей страны, то мы видим беспрецедентные попытки решения этой проблемы со стороны государства».

«В 2023 г. в отрасли недоставало более 29 тыс. врачей и около 63 тыс. средних медицинских работников», — уточнила Татьяна Семенова, заместитель министра здравоохранения РФ. Она также отметила, что каждый главный врач знает, сколько и каких специалистов ему нужно в тех форматах оказания медицинской помощи, которые сегодня реализуются. Как только эти форматы меняются, гибко меняются и эти потребности. Так, например, проведение телемедицинских консультаций (порядка 8 млн) вполне ожидаемо снизили необходимость очных визитов и изменили структуру подхода к получению медицинской помощи. Использование искусственного интеллекта при проведении диагностики, расшифровки изображений, полученных при рентгенологических исследованиях, также приведет к кадровым изменениям в среднесрочной перспективе. Но при всех этих переменах роль лечащего врача будет по-прежнему высока.

По словам Виктории Мадьяновой, в России сохраняется спрос на традиционных медицинских специалистов: врачей, медицинских сестер, средний персонал в целом. В то же время в медицинских вузах появляются совершенно новые специальности и направления подготовки, открываются передовые инженерные школы.  Это связано с увеличением спроса на кибернетиков, биоинформатиков, биотехнологов, специалистов по наноматериалам, по материаловедению, а также, салютогенных дизайнеров.

«Кадры будущего начинают работать уже сейчас, что уже видно на примере наших центров, — сообщил Александр Самойлов, генеральный директор ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна. — Так, например, центр биомедицинских технологий включает в себя GMP-площадку по производству биомедицинских клеточных продуктов, лабораторию аддитивных технологий. Там трудятся сотрудники, имеющие современные специальности, — генетики, иммунологи, биоинженеры.  Они ведут работу, отвечающую интересам центра термических поражений, отделения гематологии». По словам ученого, сегодня очень важно организовать стык классических специалистов (врачей) с научными кадрами — биологами, химиками, физиками, специалистами в области материаловедения.

Заметным трендом стал запрос на специалистов с гибкими надпрофессиональными компетенциями, т.н. soft skills. Благодаря системе наставничества, такие специалисты активно развивают эти компетенции, что позволяет им быстрее адаптироваться к поставленным задачам, выполнять их максимально эффективно. Среди других требований, предъявляемых к современным специалистам, — умение работать в команде.

Александр Самойлов также сообщил, что в рамках партнерских программ, в частности, реализующихся с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н. И. Пирогова, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна принимает на работу студентов 4 курса, выбравших путь врача-исследователя. «На базе нашего учреждения мы назначаем им куратора, и по окончанию вуза они в принципе уже адаптированы и готовы работать в системе Федерального медико-биологического агентства», — отметил он.

Георгий Надарейшвили, первый проректор, проректор по стратегическому развитию РНИМУ имени Пирогова, рассказал о том, как в университете трансформируются исследовательская и образовательная повестки. Уже сегодня в его стенах реализуются такие междисциплинарные проекты, как Институт цифровой трансформации медицины, Иммуномедицина 2030, Нейрокампус 2030. Для активного развития исследовательской деятельности проводятся факультативы и элективы, осуществляется дополнительное профессиональное образование. Сама атмосфера и культурная среда вуза побуждает студентов посещать научные кружки, семинары, оставаться работать в лаборатории, то есть, по словам Георгия Надарейшвили, становиться индивидуализированными личностями, людьми с уникальными компетенциями. «Вопрос развития медицины лежит в руках тех, кого мы готовим сегодня, — подчеркнул он. — И здесь очень важна способность к научно-исследовательской работе».

Нововведениями поделилась и Беатриса Волель, директор Института клинической медицины имени Н.В. Склифосовского Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. Так, в 2023 г. в институте было открыто новое направление внутри лечебного факультета — моделирование здоровья. «Основная цель данной программы — это подготовка врачей-экспертов национального уровня, которые будут развивать и применять здоровьесберегающие технологии, — сообщила она. — Если говорить об основных отличиях от традиционных программ лечебного дела, где дисциплины построены линейно, а клинические аспекты начинаются с 3-го курса, то в этой программе мы применили совсем иной принцип, в основе которого лежат структурно-функциональные междисциплинарные системные модули. Согласно этому подходу, система или орган рассматриваются, начиная от микро- и макроскопического, генетического и биологического уровней, что обеспечивает вертикальную интеграцию. Горизонтальную интеграцию, в свою очередь, обеспечивает одномоментное исследование фундаментальных и клинических аспектов, как в норме, так и в патологии. Такой интегративный подход, понимание целостности и системности процессов, их выстраивание повышают мотивацию и приверженность к обучению».

Современный подход к обучению осуществляется и в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ), на базе которого успешно реализуется подготовка врачей в аспирантуре и в ординатуре, проводятся различные программы стажировки, позволяющие молодым специалистам успешно адаптироваться к работе в медицинской организации, овладевать необходимыми компетенциями.

«Компетенции врачей всех специальностей у нас прописаны в профстандартах, — констатировала Екатерина Кокорина, заместитель директора по науке и международным связям МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского. — Но кроме этих навыков, конечно, необходимы и надпрофессиональные навыки. Прежде всего, это коммуникативные навыки врача, эмпатия, пациентоориентированность, а также лидерство. Основными носителями этой компетенции являются кураторы и наставники медицинских организаций». Она сообщила, что сегодня в МОНИКИ ежегодно обучается около 1600 ординаторов под кураторством наставников, которые вовлекают их в практическую деятельность. Обучающиеся уже на первом году занятий распределяются по медицинским организациям Московской области.

В свою очередь, Олеся Сагайдак, заместитель медицинского директора компании Evogen, научный сотрудник НМИЦ кардиологии, остановилась ситуации с кадрами, работающими в области генетических технологий. Она отметила, что генетика проникла практически во все сферы жизни, включая планирование семьи, рождение детей, ведение здорового образа жизни, профилактику заболеваний, установку диагноза и лечение. В российских регионах реализуются крупные генетические проекты, что, несомненно, увеличивает нагрузку на генетическую службу. В стране растет потребность во врачах-генетиках, и она колоссальная. Однако имеющаяся ситуация далека от идеальной.  «В медико-генетических консультациях сегодня работают около 320-350 человек врачей-генетиков, тогда как согласно вышедшему в 2022 г. приказу № 274н, должно быть 3 генетика на один миллион населения, т.е. требуется больше 430 таких специалистов, — сообщила Олеся Сагайдак. — Поэтому стоит задача по увеличению количества кадров, а также уровня подготовки и образования врачей-генетиков».

Эксперты также отметили востребованность специалистов по салютогенному дизайну, помогающих правильно организовать здоровое рабочее пространство и разработать индивидуальную программу укрепления здоровья. О важной роли салютогенного дизайна в детских медицинских учреждениях рассказала Марина Дубовицкая, руководитель проекта «Детские игровые пространства в больницах». Она сообщила, что продуманный дизайн и грамотное наполнение пространства оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и его родителей, находящихся в медицинском учреждении. Они не просто снижают стресс и тревогу, а стимулируют физическую активность ребенка, его социально-коммуникативные навыки.

«Без сомнения, на рынке будут востребованы и дизайнеры, и мультифункциональные специалисты, — подытожила Татьяна Семенова. — Если же говорить об узких медицинских специалистах, то стране необходимы онкологи и гериатры (с учетом старения населения), иммунологи (в т.ч. учитывая постковидный синдром), генетики, реабилитологи и т.д. При этом любой человек, приходящий в медицину, должен иметь базовые медицинские знания и нести ответственность за здоровье пациента».

Елена Неволина, исполнительный директор ассоциации товаров для здоровья и Союза НФП:
– Как мы можем видеть, методы оценки потребности в медицинских кадрах развиваются: речь идет не только о лечащих врачах, но и о специалистах, деятельность которых касается профилактики заболеваний. Такой эволюции взглядов явно не хватает в вопросах, касающихся аптечной практики: представления о роли фармацевтических работников остаются неизменными с советских времен. Я могу уверенно сказать, что у практикующих специалистов есть четкое видение пользы, которую фармацевтические работники могут нести для поддержания общественного здоровья. Остается донести эту позицию для регуляторов.

Ирина Широкова

Exit mobile version