Многие пациенты, которым проводят малоинвазивные вмешательства для лечения ишемической болезни сердца, не понимают или не помнят информацию, которую получили от врачей об этом методе. В результате, ожидания большинства из них нереалистичны. В исследовании, которое опубликовано в European Journal of Cardiovascular Nursing, ученые ставят вопрос, насколько информированным является информированное согласие пациентов.
Чрескожное коронарное вмешательство (ЧКВ) проводится при стабильной стенокардии или инфаркте миокарда. Это минимальноинвазивное вмешательство, которое выполняется через небольшой прокол в коже. Врачи вводят в одну их крупных артерий зонд, который под рентгенологическим контролем проводят к коронарным артериям. Там с его помощью проводится разрушение тромба, который ограничивал кровоток в сердце. После этого в коронарную артерию вводится стент, чтобы вернуть сосуду прежний диаметр. Такие процедуры – ангиопластика со стентированием – проводятся в России не менее 50000 раз в год.
При инфаркте миокард ЧКВ связано со снижением смертности пациентов. Однако при стабильной стенокардии эта процедура, хоть и очень часто проводится, дает не лучший эффект, чем просто применение лекарств. Именно это часто не знают пациенты.
Ученые проверили качество информированного согласия у 400 пациентов, которым проводили ЧКВ: действительно ли они знают обо всех рисках и полезных эффектах этой процедуры? Около 40% пациентов сказали, что они не понимают или не помнят информации, полученной в рамках информированного согласия на процедуру.
Люди, страдавшие от стабильной стенокардии, продемонстрировали плохое понимание того, что дает этот вид лечения:
-
- около 60% из них были уверены, что ЧКВ излечит болезнь;
-
- почти 95% считали, что эта процедура снижает риск инфаркта в будущем;
-
- 91% считал, что ЧКВ поможет прожить дольше.
«Такие убеждения не согласуются с данными клинических исследований, которые показывают, что ЧКВ преимущественно дает облегчение симптомов», — сказала автор исследования Фелисити Эстин (Felicity Astin) из Хаддерсфилдского университета.
Также исследование показало, что 47% пациентов хотели бы, чтобы их родственники присутствовали, когда врачи объясняют суть лечения, а 31% требовалась помощь в понимании медицинской информации, изложенной письменно.
«Безграмотность в вопросах здоровья – игнорируемый вопрос. Медицинские буклеты должны быть написаны простым языком. Кроме того, врачи должны спрашивать пациентов, требуется ли им помощь в чтении или понимании информации. Пациенты не попросят об этом сами», — комментирует результаты Остин.
Кроме того, авторы указывают, что пациенты часто получают всю информацию за один раз, и просто не могут усвоить ее. Ученые считают, что кардиологи и медсестры должны проходить тренинги, которые помогали бы обучать пациентов и поддерживать обратную связь с ними.