По данным «Фармэксперта», продажи нелекарственного ассортимента (учитывает только продажи БАДов и косметики) в аптеках в первом полугодии в среднем выросли на 30%, лекарственного – примерно на 21,3%, говорит гендиректор компании Николай Демидов.
Представитель «Риглы» тенденцию подтверждает. У аптечной сети «36,6» в первом полугодии ситуация другая: продажи парафармацевтики выросли примерно на 2%, лекарств – на 3%, говорит представитель компании. Это связано с запуском новой сети аптек-дискаунтеров «Леко», в ассортименте которых основной акцент делается на лекарства, объясняет представитель компании.
Главная причина роста продаж нелекарственного ассортимента в том, что цены на него государство не регулирует в отличие от цен на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), считает Демидов (с 1 апреля 2010 г. они не могут стоить выше, чем зарегистрированная в Минздраве цена производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы). «Фармэксперт» по итогам 2011 г. оценивал долю ЖНВЛП в коммерческом сегменте фармрынка в 37,5%. При сопоставимой цене за упаковку в нелекарственном сегменте маржа примерно на 30% выше, чем в лекарственном, оценивает Демидов.
Еще одна важная причина в том, что в аптеки за парафармацевтикой возвращаются покупатели, в кризис покупавшие эту продукцию в других местах, например в продуктовых сетях, где она примерно на 25% дешевле, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В первом полугодии 2011 г. продажи парафармацевтики прибавили лишь 5%, напоминает он. У аптечных сетей более высокие закупочные и розничные цены, чем у крупнейших сетей FMCG, объясняет ценовую разницу гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Есть еще нюанс: парафармацевтика, продающаяся в аптеках, чаще всего относится к высокому ценовому сегменту, продолжает эксперт. Так как аптеки могут включить в ассортимент только ограниченное количество товарных наименований, эти позиции должны быть высокорентабельными. Сами покупатели предпочитают идти за дорогой парафармацевтикой в аптеки, так как доверяют им больше, чем парфюмернокосметическим сетям.
В целом рынок косметики по итогам шести месяцев 2012 г. вырос на 12%, говорит Бурмистров. Производители разрабатывают специальные линейки продукции и аккумулируют маркетинговые бюджеты для продвижения товаров в аптечных сетях – новом и перспективном для них канале продаж, знает он.
По данным «Фармэксперта», продажи нелекарственного ассортимента (учитывает только продажи БАДов и косметики) в аптеках в первом полугодии в среднем выросли на 30%, лекарственного – примерно на 21,3%, говорит гендиректор компании Николай Демидов.
Представитель «Риглы» тенденцию подтверждает. У аптечной сети «36,6» в первом полугодии ситуация другая: продажи парафармацевтики выросли примерно на 2%, лекарств – на 3%, говорит представитель компании. Это связано с запуском новой сети аптек-дискаунтеров «Леко», в ассортименте которых основной акцент делается на лекарства, объясняет представитель компании.
Главная причина роста продаж нелекарственного ассортимента в том, что цены на него государство не регулирует в отличие от цен на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), считает Демидов (с 1 апреля 2010 г. они не могут стоить выше, чем зарегистрированная в Минздраве цена производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы). «Фармэксперт» по итогам 2011 г. оценивал долю ЖНВЛП в коммерческом сегменте фармрынка в 37,5%. При сопоставимой цене за упаковку в нелекарственном сегменте маржа примерно на 30% выше, чем в лекарственном, оценивает Демидов.
Еще одна важная причина в том, что в аптеки за парафармацевтикой возвращаются покупатели, в кризис покупавшие эту продукцию в других местах, например в продуктовых сетях, где она примерно на 25% дешевле, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В первом полугодии 2011 г. продажи парафармацевтики прибавили лишь 5%, напоминает он. У аптечных сетей более высокие закупочные и розничные цены, чем у крупнейших сетей FMCG, объясняет ценовую разницу гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Есть еще нюанс: парафармацевтика, продающаяся в аптеках, чаще всего относится к высокому ценовому сегменту, продолжает эксперт. Так как аптеки могут включить в ассортимент только ограниченное количество товарных наименований, эти позиции должны быть высокорентабельными. Сами покупатели предпочитают идти за дорогой парафармацевтикой в аптеки, так как доверяют им больше, чем парфюмернокосметическим сетям.
В целом рынок косметики по итогам шести месяцев 2012 г. вырос на 12%, говорит Бурмистров. Производители разрабатывают специальные линейки продукции и аккумулируют маркетинговые бюджеты для продвижения товаров в аптечных сетях – новом и перспективном для них канале продаж, знает он.