Recipe.Ru

каких мер господдержки ожидают операторы рынка ухода за пожилыми людьми

каких мер господдержки ожидают операторы рынка ухода за пожилыми людьми

Частные пансионаты для пожилых оказались в трудной ситуации вследствие экономических санкций: с одной стороны, рост расходов, обусловленный скачком курса валют, с другой – неминуемое снижение доходов как результат снижения доходов родственников подопечных. При этом, в отличие от других отраслей, игрокам этого рынка Правительство РФ пока не предоставило никаких опций для сохранения устойчивости. Vademecum выяснил у владельцев и управленцев сетей пансионатов для пожилых людей, как они оценивают текущую ситуацию в отрасли и ее перспективы.

Алексей Сиднев, генеральный директор Senior Group:


— Кризис, с которым нам всем пришлось столкнуться, значительно влияет на работу пансионатов – вырастут расходы по всем статьям. Значительную долю в структуре расходов пансионата занимает фонд оплаты труда, затраты на покупку продуктов питания, базовых медикаментов и амортизацию здания и оборудования. Цены на продукты уже выросли. Растут цены на оборудование и лекарства. И хотя их, как и средства гигиены, как правило, приобретает семья проживающего в пансионате человека, доступность будет снижаться, так как финансовые возможности родных сокращаются.

По той же причине изменится спрос на коммерческие услуги пансионатов. Основные игроки рынка ориентированы на средний класс, а он будет сокращаться. Это в том числе работники транснациональных компаний, топ-менеджеры, которые сейчас вполне могут потерять работу. Да что там – многие уже приходят к нам и говорят, что больше не могут покрывать все расходы, просят перевести их родственника из одноместной в двухместную палату, из двухместной в трехместную.


Позитивный тренд один – из-за экономической ситуации увеличится уровень безработицы, так что любая работа будет хороша, даже та, которую ранее они могли променять на позицию курьера или таксиста. Так что люди из нашей отрасли уходить не будут даже при отсутствии роста зарплат.

Алексей Маврин, основатель и генеральный директор сети пансионатов «Опека»:

— Сейчас главный риск для операционной деятельности нашей компании – снижение покупательной способности людей. В «Опеке» средний чек составляет 78 тысяч рублей, это существенная сумма в условиях падения доходов населения. В то же время 40% процентов клиентов живут в наших пансионатах в пяти регионах по госзаказу. Поэтому нас тревожат заявления отдельных чиновников о том, что государственное субсидирование может сократиться.


Мы внимательно проанализировали наши траты и выделили несколько их главных составляющих: это расходные материалы, включая продукты питания и памперсы, аренда, коммунальные платежи и заработная плата сотрудников «Опеки». Насколько известно, арендодатели пока не планируют сильно повышать стоимость аренды. Столкнуться с проблемами мы можем в ситуации с продуктами питания и средствами гигиены. Товары дорожают ежедневно, стоимость тех же памперсов напрямую зависит от курса доллара и евро. Если цена на продукты продолжит расти, нам придется поднять стоимость услуг примерно на 10%. Чтобы этого избежать и уберечь клиентов от удорожания, мы стараемся максимально оптимизировать все процессы.


Ольга Кондрашова, основатель и генеральный директор пансионата «Гармония»:


— Ситуация с изменением цен не может не сказаться на пансионатах для пожилых, и самое страшное, что мы не можем спрогнозировать и просчитать траты. В данный момент ситуация не критическая, но уже ощущается рост цен на продукты питания и средства ухода. Мы не можем среагировать мгновенно и поднять цены для постояльцев, потому что мы связаны договорными обязательствами и, честно говоря, не имеем на это морального права. В основном стоимость услуги – главная проблема для родственников при размещении своего близкого в пансионате.


Владимир Букреев, генеральный директор сети пансионатов для пожилых людей «МИРРА»:


— «МИРРА» – компания, которая развивает свой социальный проект на стационарозамещающих технологиях, поэтому нас не касаются основные проблемы стационаров. У нас есть дома сопровождаемого проживания, они рассчитаны на относительно небольшое количество пожилых и инвалидов, как правило, это уютные коттеджи и жилье до 14 мест. Поскольку государство никогда не покупало наши услуги и не планировало ни в 2022 году, ни в 2023 году, риском для операционной деятельности для нас является только снижение доходов населения.


Из-за изменений ключевой ставки ЦБ доходы населения могут снизиться на треть. Но так как 50-60% нашего дохода это пенсионные выплаты (которые будут индексироваться) тех, кто у нас проживает, мы спокойны. Наверняка за этим будут следить и контролировать. Что касается второй половины нашего дохода, которая приходит от детей, оплачивающих уход за родителями, вероятно, их доходы сократятся на 30%: возможны просрочки, просьбы снизить тариф, и мы к этому готовы. Мы свой стандарт, который предполагает размещение людей на площади не менее 30 кв м. на одного человека, в зависимости от экономических трудностей в теории готовы снизить до 20 кв м. Это могло бы позволить отыграть эту треть. Возможное снижение может происходить и после, но только вплоть до санитарного стандарта.

Алексей Маврин, основатель и генеральный директор сети пансионатов «Опека»:

— Количество пожилых людей в России велико и продолжает увеличиваться, поэтому нам бы не хотелось, чтобы сфера социального предпринимательства прекратила свой рост. Мы понимаем, что даже при сокращении государственных социальных программ потребность в наших услугах сохранится. Хотелось бы, чтобы государство уменьшило ставку для социальных предпринимателей или субсидировало ремонт и открытие новых объектов для пожилых людей. Чтобы снизить финансовую нагрузку для тех, кто оплачивает проживание своих родственников в пансионате, было бы целесообразно увеличить налоговый вычет. Это стало бы хорошим подспорьем для семейного бюджета, как и снижение налогообложения на заработную плату и НДФЛ. Также хочется отметить, что социальный бизнес, который зависит от государства, составляет бюджет на один год. Нам как предпринимателям, которые работают с госзаказом, удобнее было бы заключать контракты на 5 лет для более долгосрочного планирования.


Мы уже обратили внимание органов власти, что те, кто ухаживает за пожилыми родственниками, зачастую не имеют возможности ходить на работу.  Было бы здорово, если бы государство больше занималось этой проблемой. Так в свое время было с детскими садами – когда нужно было восстанавливать страну, а рабочей силы не хватало, женщин стали освобождать от постоянного ухода за детьми. Мы с коллегами из Москвы, Московской и Ленинградской областей обсуждали то, что можем принять больше подопечных, чтобы освободить трудоспособных граждан, которые готовы работать и поднимать российскую экономику.


У «Опеки» есть кредит, выданный по МСП под 8,5% годовых, и мы в этой ситуации видим проблему – его нужно возвращать, а доходы компании уменьшились. Хорошим подспорьем для нас являются кредитные каникулы, анонсированные государством. Но с нынешней процентной ставкой ЦБ пока придется отложить планы по новым инвестиционным проектам, так как при нашей марже в 10-12% пришлось бы работать в убыток. Поэтому масштабирование социального бизнеса сейчас встало на паузу. Если в перспективе процентную ставку будут субсидировать, хотя бы до 8,5%, то запланированные ранее проекты можно будет реализовать.


Если резюмировать, социальный бизнес и услуги по уходу за пожилыми остаются очень востребованными, бабушки и дедушки все так же нуждаются в качественном уходе. Поэтому как социальный бизнес мы будем сейчас максимально фокусироваться на повышении собственной эффективности.

Ольга Кондрашова, основатель и генеральный директор пансионата «Гармония»:

— Выходом из сложившейся ситуации может стать поднятие тарифов, по которым мы получаем компенсацию за оказанные услуги от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, при условии, что мы являемся гарантирующим поставщиком. Но из 140 человек у нас только 8 находятся на субсидировании. Даже на этих 8 человек должна бы подняться сумма субсидирования и компенсаций, но этого, скорее всего, не произойдет. По истечению месяца, когда мы будем подводить финансовый результат, я думаю, мы будем неприятно удивлены. Но сможем ли поднять цену и удовлетворить существующий спрос, который бы устроила такая цена –вопрос без ответа. Если цены на продукты и бытовую химию будут расти в такой прогрессии, нам придется в разы поднимать стоимость проживания пожилых каждый месяц.


Владимир Букреев, генеральный директор сети пансионатов для пожилых людей «МИРРА»:

— Что касается мер поддержки, то 24 февраля мы получили от правительства Москвы обширный список. Для нас критически важны несколько позиций: сдерживание налогов, послабления для малого и среднего бизнеса и мораторий на проверки, под который мы попали как социальный проект на стационарзамещающих технологиях, который не является соцуслугой с обеспечением проживания.


Далее следуют субсидии на инновационные решения, интеллектуальные системы и приборы. Мы являемся официальной площадкой тестирования Агентства инноваций Москвы. Производители инновационных систем России давно сотрудничают с компанией «МИРРА». Результаты тестирования направляются в Агентство инноваций Москвы, которое выдает заключение, насколько эти решения в социальной сфере перспективны. Поскольку мы провели несколько десятков испытаний, сложился некий пул инноваций, которые мы бы хотели приобрести. Эти решения и технологии помогают улучшить жизнь пожилых людей, но мы не можем их приобрести из-за высокой стоимости. Помощь государства по данному вопросу может стать прямой мерой поддержки. Мы получим хороший сервис, качество, маркетинговые преимущества и комфорт для проживающих.

Алексей Сиднев, генеральный директор Senior Group:

— Государство пансионатам не помогает. Напротив, введенный недавно мораторий на проверки не распространяется на социальный уход с проживанием. Проверки нужны, но не такие как сейчас. Можно проверять по-другому – в соответствии с риском, по запросу или по жалобе. Проверили один раз – разрешили работать, и пускай пансионат работает. Я разговаривал с представителями региональных органов власти, спрашивал, собираются ли они помогать бизнесу. Ответ был отрицательным. У них есть своя инфраструктура, которая недозагружена, а бюджетных денег становится все меньше, да и будем честны – коммерсантов в этой сфере никогда особо не любили.

Однако помощь и поддержка необходима. Известно, что по госзаданию оплата поступает с определенной задержкой, а можно перейти на авансирование, как это сделано в системе ОМС. Индексация тарифов тоже нужна – в Москве, например, их не пересматривали с 2015 года. Если раньше на 2,5 тысячи рублей можно было как-то «жить», то теперь этого уже недостаточно. У нас в отрасли в самом низком ценовом сегменте стоимости суток уже выше.

Была бы очень кстати программа приватизации учреждений социального ухода. У государства сейчас нет на это ресурсов, проще отдать частным операторам и обеспечивать госзаданием – это будет эффективнее и дешевле. Пока есть инвесторы внутри страны, которые хотели бы сделать что-то полезное, нужно воспользоваться их ресурсами.

Алексей Сиднев, генеральный директор Senior Group:

— Что касается наших инвестиционных проектов – мы замерли в ожидании, поскольку пока что не знаем, что будет со спросом, со стройкой. С одной стороны цемент и металлоконструкции из-за эмбарго на экспорт упадут в цене, а с другой – подорожает инженерия, которая составляет 25-30% от стоимости инвестпроекта. Мы не знаем, насколько она вырастет в цене, но вполне может быть, нам вообще придется переделывать готовые проекты. Больше нет свободной торговли, наша страна исключается из мировой экономики. А это значит, что благосостояние домохозяйств будет падать, и бизнес-модели, которые работали, скоро могут стать неактуальными.

Ольга Кондрашова, основатель и генеральный директор пансионата «Гармония»:

— Если говорить про какие-то инвестиционные планы, то это из рода фантастики. Во-первых, отмечу, что ни одна программа, которая спускается сверху, до места не доходит. Льготного кредитования мы не видели, хотя у нас есть готовый инвестиционный проект, мы получали одобрение кредита банком под гарантию гарантийного фонда, под гарантию корпорации «МСП». Денег мы не увидели. Так было до последних событий: даже при благополучной, стабильной финансовой обстановке деньги не доходили до субъектов малого и среднего бизнеса по разным причинам, и инвестиционные проекты осуществлять было практически невозможно. Это длительные сроки. Сейчас про инвестиционные проекты придется забыть.


Я уже говорила про тарифы, которые должны подняться на компенсацию, ведь эти тарифы касаются и государственных пансионатов. Уверена, что и там будут проблемы. Перспективы пугают. У нас такая специфическая сфера, что мы не можем в один день закрыться, прекратить работу. Но как предприниматель я понимаю, что работать в убыток я не должна и не смогу.


Выход один – на места давать «дешевые» и «длинные» деньги, расширяться, делать ремонт. Четко мониторить состояние отрасли и докомпенсировать от государства в рамках субсидий и грантов недополученные доходы до какого-то минимума, чтобы мы работали в ноль или хотя бы с минимальной прибылью. Потому что за счет получателя услуг мы эту проблемы не решим. Если меры в отношении пансионатов не предпримут в ближайшее время, я боюсь, что всем нам придется очень непросто.


Владимир Букреев, генеральный директор сети пансионатов для пожилых людей «МИРРА»:

— Для нашего формата в плане инвестиционных проектов настоящее время является одним из лучших. До марта 2022 года у нас существовала проблема с подбором хорошей недвижимости: цены росли, а объектов, которые мы могли бы адаптировать под себя, если они не достроены, или приобрести по интересной для нас цене, было крайне мало. Для нас важно, чтобы издержки на объект недвижимости не превышали 18% от выручки заведения. Иначе может произойти перекос в сторону девелоперского компонента нашей деятельности, что уменьшит устойчивость остальных компонентов всей системы. Сейчас для нас хорошее время – риелторы сообщают, что цены заметно снижаются. Поэтому держим руку на пульсе – наш формат будет расширяться. Не будем воспринимать эти времена в негативном свете, со своим форматом мы всегда были антикризисным предложением на все случаи. Поскольку Россия страна развивающаяся, то наш формат идеально подходит для макроусловий нашего государства. Мы намеренно никогда не рассматривали для себя пансионаты в коммерческих помещениях как стабильный бизнес, понимая, что он уязвим, дорог и не просчитывается не перспективу. А наш формат в кризис устойчив и будет расти. Мы активно предлагаем франшизу: в ближайшее время открываемся во Владивостоке, достраивается здание в Ростове-на-Дону. 


Все вышесказанное имеет отношение к нашей реакции на вызовы текущего момента. Однако мы понимаем и верим, что решения президента и руководства страны направлены на создание условий для самостоятельного развития экономики. Мы, как активный, ответственный, и, возможно, один из самых молодых участников частного социального рынка России, претендуем на то, чтобы создавать дома сопровождаемого проживания высокого европейского класса. Госбюджет такие дома позволить не может, потому что финансирования государственного заказа в данный момент нет и до всех событий его не предполагалось. Удаление из ЦБ той политики, которая проводилась с высокой процентной ставкой, тоже не вело к позитивным сдвигам в экономике. Я рассчитываю, что курс сменится на прямо противоположный, и для бизнеса в России появятся целевые и “дешевые” деньги. Мы настроены построить в регионах современные дома по лучшим образцам того, что мы видели в мире. Мы считаем, что это и есть наш вклад в качество жизни пожилого человека в России.

Exit mobile version