Как отмечают пациенты, в последнее время стало совсем трудно записаться на прием к врачу, сайты записи дают сбой, у терминалов в больнице — огромные очереди.
Как получить заветный талончик?
Утренний штурм. Так у жителей Ханты-Мансийска теперь называется запись на прием к врачу по утрам. Каждое утро у терминала в холе ОКБ собираются больные, чтобы в бою добыть заветный талон к специалисту.
«Видела недавно, как в ОКБ толпа чуть ли не дралась за запись по терминалу, — рассказывает жительница Ханты-Мансийска Виктория Колозникова. — Вереница агрессивных пациентов начиналась уже у входа в больницу, притом в ней стояли не только бабушки, которым дай повод где-нибудь создать очередь, но и молодежь. Люди выпихивали друг друга локтями, не давали пройти к терминалу».
При этом сама девушка пришла в больницу для точно такого же штурма уже в детской поликлинике, но оказалась в числе проигравших. Ей нужно было показать сына отоларингологу, записи к которому в электронной регистратуре нет. Виктории помогла… уборщица, пустившая ее на следующее утро в здание филиала ОКБ.
«Меня пустили погреться. В коридоре записалась по терминалу сама. Но это было похоже на компьютерную игру «Успей попасть в зеленый квадратик»», — сказала девушка.
Многие пациенты связывают внезапный дефицит записи с изменением работы окружной электронной регистратуры, с помощью которой раньше записывались к врачам без проблем. Но теперь сделать это можно только через авторизацию на портале Госуслуг.
«Не получается. Постоянно зависает планшет, — жалуется жительница окружной столицы Анастасия Кузнецова. — На прошлой неделе пыталась записать дочь к неврологу, вижу на экране свободное окно у врача, а «забить» его не могу. Позвонила в регистратуру, попросила записать дочь там».
Как выяснилось, сайт Регистратура86.рф продолжает действовать в прежнем режиме. Югорчанам лишь необходимо завести здесь личный кабинет, естественно, с авторизацией на портале Госуслуг. Вот этой информации многим пациентам и не хватило, чтобы без проблем записаться на прием. К слову, освоить Государственный портал, рано или поздно, придется всем жителям России, так как дублирующие региональные сайты, скорее всего, закроют за ненадобностью.
Впрочем, некоторые эксперты не считают электронную запись панацеей, скорее, наоборот. Так, по мнению членов Народного фронта в Югре, именно благодаря интернет-записи в округе искусственно создается проблема отсутствия записи к узким специалистам. Часто к врачам на прием приходят пациенты, которые сами себе поставили диагноз и назначили доктора. При этом по статистике, после самозаписи ежемесячно не приходят на прием до 800 югорчан. Эксперты ОНФ считают, что к специалисту должен направлять только терапевт.
Когда исчезнут регистратуры?
По данным регионального департамента здравоохранения, показатель обеспеченности населения врачами всех специальностей (на 10 тысяч югорчан) составляет — 50,3. Тогда как в России эта планка не достигает и 38. Схожая ситуация со средним медицинским персоналом: по Югре — 141,4, по стране — примерно 90.
Сегодня попасть на прием к врачу в округе можно разными путями: записаться по телефону, через интернет, по терминалу, в регистратуре и в порядке живой очереди.
«Наши пациенты пользуются всеми путями. В детской поликлинике чаще записываются через электронную регистратуру, во взрослой — по телефону, — рассказывает главврач Сургутской поликлиники Максим Слепов. По его словам, есть категория граждан, которые, буквально, живут в больницах. Чаще это одинокие пожилые люди, чувствующие дефицит внимания. — Больницы для них дом родной, и мы им отказать по закону не можем, хотя такие «пациенты» отнимают время и ресурсы».
Наш собеседник отмечает, что сегодня регистратуры Сургута избавились от постоянных очередей. Убедиться в этом специалисты и главврачи могут в любой момент, ведь над «справочными столами» установлены видеокамеры, работающие в онлайн-режиме. Сотрудники медицинского информационно-аналитического центра Югры просматривают эти записи в рамках мониторинга работы регистратур.
Кстати, врачи считают эти отделы анахронизмом, в которых скоро не будет надобности. К этому стремится отрасль здравоохранения в Югре. Как только федеральное законодательство будет доработано и позволит больницам избавиться от бумажных медкарт, регистратуры канут в Лету. Им на смену придут администраторы залов, которые просто будут помогать записываться через терминал или перераспределять потоки пациентов.
Более того, югорская медицина идет к тому, что скоро некоторым пациентам и вовсе не придется стоять в очереди на прием к врачу. На портале модернизированной электронной регистратуры в обновленном личном кабинете больные смогут получить консультацию специалиста, не вставая с дивана. Для этого пользователь должен будет лишь предоставить доступ к своим данным выбранным специалистам, а те, в свою очередь, просмотрев результаты обследований и жалобы, вынесут вердикт. Единственный камень преткновения сейчас для внедрения подобных технологий — правовые вопросы, касающиеся соблюдения врачебной тайны и личных данных больных. С технической точки зрения в Югре все уже готово, а вот законодательство на уровне федерации пока отстает.
Но это будущее, а сегодня некоторые югорчане продолжают идти на штурм терминалов, и высокие окружные показатели доступности медпомощи их мало утешают.
Официально
На сегодняшний день 43,5% записи на первичный прием осуществляется с использованием удаленных механизмов, таких как Федеральная и региональная электронные регистратуры, сайты медицинских организаций, контакт-центр здравоохранения и терминалы самообслуживания. Более одного миллиона услуг предварительной записи на прием к врачу оказано в электронной форме, практически половина из которых предоставлены через Федеральную и региональную электронную регистратуру.
В 2017 году в целях повышения доступности медицинской помощи на базе региональной регистратуры был разработан и протестирован механизм, который позволит пациентам при отсутствии доступного времени приема врача оставить заявку на прием, указав подходящее время, после чего регистраторы медицинских организаций свяжутся с пациентом и подберут максимально комфортное время приема. Сервис получил название «Лист ожидания» и будет запущен в пилотном режиме в декабре 2017 года, после чего в 2018 году будет растиражирован на территории всего округа.
Для популяризации портала Госуслуг с августа 2017 года удаленная запись на прием к врачу предоставляется исключительно пациентам, авторизованным при помощи учетной записи портала, что позволило повысить привлечение граждан к получению в электронном виде услуг здравоохранения.
Эксперт ОНФ в Югре, депутат думы Сургута Максим Слепов:
— Как общественник я участвовал в работе экспертов, которые занимались оценкой доступности медицинской помощи в районах округа. Они сидели в коридорах больниц и записывали время приема, пытались записаться к врачам разными путями и так далее.
В итоге, мы пришли к выводу, что в районах медицинская помощь действительно доступна, впрочем, в каждом конкретном муниципалитете есть свои недочеты. Это рабочие моменты, которые будут всегда — где-то неинформативна регистратура, где-то «подсадные» пациенты не смогли записаться через интернет, иногда администрация больницы не шла на контакт.
Но в целом, наш округ на лидирующих позициях в России по доступности медицинской помощи. Записаться можно везде и всегда.
Кстати:
ОКБ Ханты-Мансийска — единственная окружная клиника, оказывающая комплексные услуги первичной, специализированной и высокотехнологичной помощи, то есть, здесь есть как стационарные отделения, так и поликлиники: взрослая, детская и женская консультация. Ежегодно поликлиники ОКБ принимают 700 тысяч пациентов.