Recipe.Ru

Как манипулировать справедливостью

Как манипулировать справедливостью

 

Чувство справедливости зависит от воздействия тока на определенную область мозга

 

Яна Хлюстова
 

 

Кадр из фильма «12 разгневанных мужчин»
mubi.com
 
 

 

Нашими решениями очень легко манипулировать: магнитная стимуляция определенной области мозга изменяет представления человека о справедливости, выяснили ученые. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о том, как наш мозг оценивает степень виновности человека в совершенном преступлении и как можно повлиять на вынесение ему приговора.

 

Люди являются единственными живыми существами, которые способны наказывать членов своего общества за совершенные проступки, регулируя при этом степень наказания в зависимости от тяжести преступления. Для того чтобы принять решение о том, какое именно наказание должно применяться в каждом конкретном случае, необходимо, во-первых, понять степень тяжести вины человека, а во-вторых, оценить степень серьезности последствий проступка. Вопрос о том, как именно мозг человека осуществляет эти два процесса, волновал исследователей долгое время. Лучшим кандидатом на ответственную за вынесение справедливых приговоров областью мозга является дорсолатеральная префронтальная кора.

Именно эта область обладает достаточно сложной клеточной организацией и большим количеством нейронных связей с другими частями нервной системы, чтобы иметь возможность объединять разные потоки информации и реагировать на них исходя из нескольких исходных данных.

Исследования показали, что дорсолатеральная префронтальная кора выполняет именно такую, «объединяющую», роль в выполнении когнитивных задач (не связанных, однако, с социальным взаимодействием). Кроме того, эта область мозга активируется при принятии человеком решений, основанных на нормах морали или закона. Однако

до настоящего момента роль, которую дорсолатеральная префронтальная кора играет в определении степени вины человека и вынесения ему приговора, была неясна.

Группа американских исследователей под руководством Джошуа Бакхольтца (факультет психологии Гарвардского университета) постаралась окончательно решить вопрос о том, как именно головной мозг обрабатывает информацию о совершенном нарушении моральной или юридической нормы и определяет, каким должно быть наказание. Оказалось, что дорсолатеральная префронтальная кора действительно является той областью, где два потока информации — о степени вины человека и о последствиях его деяния – объединяются, после чего выносится решение о наказании. Однако больше исследователей поразил тот факт, что на наши представления о справедливости, оказывается, можно влиять, причем весьма несложным образом. Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно в журнале Neuron.

В эксперименте приняли участие 66 добровольцев (33 мужчины и 33 женщины) в возрасте от 18 до 30 лет, без хронических заболеваний. Люди были разделены на две равные группы. Каждому человеку давали прочесть описания правонарушений и преступлений, совершенных абстрактным мужчиной по имени Джон. Степень тяжести его деяний была разной — от воровства до убийства. Часть описаний содержала в себе лишь констатацию факта совершения преступления, а часть приводила обстоятельства, смягчавшие вину Джона (он сделал это неумышленно, под угрозами, находясь в состоянии аффекта).

Людей просили, во-первых, оценить степень вины Джона, а во-вторых, предложить для него соответствующее каждой ситуации наказание. Особенностью эксперимента являлось то, что

первая группа испытуемых подвергалась транскраниальной магнитной стимуляции дорсолатеральной префронтальной коры мозга.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — это метод неинвазивного воздействия на головной мозг при помощи коротких магнитных импульсов. ТМС не влечет за собой дискомфорта для обследуемого человека или болевых ощущений и может использоваться как для диагностики, так и для лечения заболеваний, таких как депрессия, слуховые галлюцинации, обострений шизофрении.

Эксперимент показал, что воздействие на дорсолатеральную префронтальную кору головного мозга заставляло людей предлагать более мягкие наказания за совершенные Джоном преступления. При этом важно отметить, что

мнение людей о степени виновности преступника не изменялось — испытуемые признавали вину Джона, но стремились наказать его более мягко.

Кроме того, эта тенденция касалась только определения наказания за преступления, повлекшие за собой последствия средней и небольшой тяжести.

Дальнейший анализ изображений, полученных при сканировании головного мозга испытуемых, показал, что дорсолатеральная префронтальная кора демонстрировала более высокую активность в тот момент, когда человек обрабатывал информацию о степени вины преступника. В период обдумывания наказания активность этой области мозга снижалась. Как утверждают авторы исследования, это свидетельствует о двух фактах:

во-первых, люди склонны определять тяжесть преступления (и соответствующее наказание) исходя из последствий деяния, а не намерений совершившего его человека.

Во-вторых, дорсолатеральная префронтальная кора занимается лишь тем, что «принимает к сведению» полученные от других областей мозга исходные данные и участвует в принятии финального решения. А вот сами исходные данные формируются в другом месте.

«Несмотря на то что вынесение приговора третьими лицами играет центральную роль в современных системах правосудия, мы знаем очень мало о том, как мозг комбинирует информацию о намерениях и вреде. Наше исследование показало, что временное воздействие на дорсолатеральную префронтальную кору влияет на то, как люди воспринимают информацию о нанесенном вреде и виновности. Другими словами, вынесение наказания требует, чтобы человек балансировал между этими двумя факторами. ТМС нарушала этот баланс», — комментирует ведущий автор исследования Джошуа Бакхольтц.

«Это исследование дает нам шанс лучше понять, как люди принимают решения, связанные с законом, а именно — какой вклад в этот процесс вносят разные области мозга. Мы надеемся, что это поможет выстроить базу для лучшего понимания причин необъективности в процессах принятия юридических решений и ее устранения», — добавляет соавтор исследования Оуэн Джонс.

Exit mobile version