Recipe.Ru

Избыточная смертность в ЮАР из-за «омикрона» взлетела вдвое.

Избыточная смертность в ЮАР из-за «омикрона» взлетела вдвое.

Она в 12 раз превысила официальную смертность от коронавируса Эта информация идет вразрез с высказанными ранее оценками о «мягкости» омикрон-штамма и указывает на то, что вскоре мир и Россию ждет аналогичный рост смертности.

Сразу после идентификации омикрон-штамма во второй половине ноября многие врачи и представители властей ЮАР заявляли, что с ним болезнь протекает мягче, чем при дельта-штамме. Аналогичную позицию, пусть и с осторожностью, занимал глава Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) Энтони Фаучи. Ученые и врачи российского происхождения, работающие в США, не остались в стороне от этого тренда: Константин Чумаков из той же FDA даже назвал новый штамм «живой вакциной» — чем-то, чем все переболеют, но без опасных последствий, зато получат иммунитет от коронавируса. Высказывались идеи, что смертность с новым штаммом может снизиться до «примерно равной гриппу» и это будет означать фактический конец изматывающей пандемии.

Однако, как уже писал Naked Science, некоторые факты указывали на слабость подобных идей. Во-первых, даже по официальной статистике, в ЮАР все еще умирали от Covid-19 — 174 человека за, например, период с 28 ноября по 4 декабря. Доля омикрон-штамма там в эту неделю уже была равна 100%, то есть говорить, что от нового варианта вируса нет смертей, не приходилось. Во-вторых, ЮАР в 1990-х испытала понятные процессы деградации ряда общественных институтов, включая медицину (что-то похожее было в те же годы в России, но по другим понятным причинам). В итоге его система здравоохранения (на графике) по качеству не лучшая в мире. Полнота учета коронавирусных смертей в странах с проблематичным здравоохранением низка.

Поэтому выход данных по избыточной смертности в ЮАР за 28 ноября — 4 декабря имеет большое значение: он позволяет оценить реальное число жертв «омикрона», вне зависимости от неспособности южноафриканской медицины точно диагностировать причину смерти таких людей. Оказалось, за эту 48-ю неделю года в ЮАР умерли на 2076 человек больше, чем в эти же даты в другие годы. Это означает рост смертности на 21,9% от нормы. В официальном отчете по местной статистике попытались применить трюк по затушевыванию цифр. Там заявили, что статистически значимая часть избыточной смертности вросла на 16,11%, и в таком виде передали информацию об уровне избыточной смертности в международные организации и компании, ведущие ее учет. Однако в других странах подобные методы «оптимизации учета» не применяют, поэтому в сравнительных целях такая корректировка некорректна.

Третья колонка слева показывает число избыточных смертей по неделям в ЮАР. четвертая колонка показывает накопленное количество избыточных смертей с начала эпидемии / ©samrc.ac.za/

Две тысячи избыточных смертей в месяц — это максимум для ЮАР с сентября этого года. Особенно важно то, что эпидемия «омикрона» там находится все еще в самой начальной стадии, поскольку он появился в заметных количествах только в ноябре. Хотя пока избыточная смертность в 21,9% выглядит не очень плохо, в самом ближайшем будущем эти цифры могут кратно возрасти. Всего в республике с начала эпидемии уже есть 276 тысяч избыточных смертей. Летом 2020-го там была вспышка исходного «коронавируса-уханьца», зимой — 2020-2021 — южноафриканского штамма «бета», летом этого года — «дельты», а теперь — «омикрона».

Интересно, что южноафриканская официальная смертность от коронавируса за период с 28 ноября по 4 декабря составила всего 174 человека — в 12 раз меньше числа избыточных смертей. Значит, уровень занижения официальной коронавирусной смертности в этой стране так велик, что опираться имеет смысл только на данные по общей смертности.

На графике легко видеть, что после падения апартеида в ЮАР резко упала продолжительность жизни, в значительной степени из-а проблем с медициной, и восстановления до апартеидного уровня заняло более четверти века. В таких условиях неспособность местной медицины полностью учесть жертв коронавируса достаточно ожидаемая. Хотя в России 1991 года и его последствия ударили по продолжительности жизни не так резко, как в ЮАР, сходные проблемы есть и у нас (данные Оператштаба многократно недоучитывают число жертв коронавируса) / ©OurWorldInData

Ранее власти России (министр здравоохранения Мурашко) отмечали, что в период эпидемии вся избыточная смертность — коронавирусная. Осложнения, вызванные Covid-19, ведут к резкому росту частоты инфарктов и инсультов даже у тех, кто перенес его бессимптомно (и сам не знал об этом, пока ему не сделали ПЦР-тест после госпитализации «по сердцу»). На конец минувшего ноября в России избыточная смертность за время эпидемии составила 984 тысячи человек — вчетверо выше, чем в ЮАР. За этот месяц в нашей стране было
116 тысяч избыточных смертей — рекорд, превышающей любую месячную цифру избыточных смертей после мая 1945-го.

Известно, что «омикрон» заражает вакцинированных и переболевших другими вариантами коронавируса намного эффективнее, чем любой его штамм-предшественник Исходя из скорости роста избыточных смертей в ЮАР и учитывая, что «омикрон» уже попал к нам, нельзя исключать, что скоро и Россия перекроет исторический рекорд избыточной смертности ноября 2021-го.
Эффективных средств противостояния «омикрону» пока нет: хотя НИЦ имени Гамалеи создал специализированный под «омикрон» вариант «Спутника», необходимость в его испытаниях (на них требуются многие недели) означает, что ранее весны эту вакцину не удастся применить массово.

Exit mobile version