Согласно теории BFLPE, каждый человек оценивает себя в сравнении с окружающими. В результате, самооценка выше в том случае, если человек окружён менее талантливыми и способными коллегами. И наоборот — в окружении талантливых и умных людей самооценка человека снижается.
В 1984 году учёные провели исследование академической успеваемости и самооценки студентов разных учебных заведений. Они выяснили, что ученики в школах низкого социоэкономического уровня (SES) с низким уровнем способностей аудитории имеют более высокую самооценку, чем ученики в школах высокого социоэкономического уровня с высоким уровнем способностей.
Исследование 1984 года выявило, что индивидуальная школьная самооценка обычно коррелирует с академической успеваемостью школьника, но только если оценивать в рамках одной школы. Если же сравнивать школьников из разных учебных заведений, то наблюдается тот самый эффект BFLPE.
Получается действительно противоречивая ситуация. Если взять школьника и перевести из обычно школы в более продвинутую гимназию, то уровень его образования повысится, но мы рискуем сделать ребёнка несчастным человеком, понизить его самооценку. И ещё неизвестно, как это отразится на характере ребёнка и его будущей судьбе.
Проведённые в последующие годы исследования подтвердили наличие эффекта на разных группах школьников, в разных окружениях, странах и т.д. Эффект подтвердился и при долговременных повторных исследованиях на тех же выборках. В общем, влияние окружения на самооценку учеников можно считать установленным фактом. В связи с этим авторы исследования считают, что эту информацию следует учитывать при организации школ и распределении учеников по школьным классам.
Научные исследования BFLPE проводились в начальной и средней школе, но можно предположить, что эффект большой рыбы в маленьком пруду вполне проявляет себя и во взрослой жизни. В любой высококонкурентной среде есть несколько «победителей», много «проигравших», а общая самооценка участников такой среды понижается. Так что с конкуренцией нужно быть осторожным — зачастую это не самый гуманный метод.
Все мы знаем, насколько важной для карьеры и успеха в жизни является уверенность в себе. А вот заниженная самооценка человека проявляет себя целым букетом негативных последствий:
- Чрезмерная самокритика.
- Сверхчувствительность к критике. Возмущение и обида на критику. Чувство, что на него нападают.
- Хроническая нерешительность и чрезмерная боязнь допустить ошибку.
- Страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чём-либо попросит.
- Идеализм, который может привести к досаде, когда идеал не достигнут.
- Постоянная враждебность, всеобщая защитная позиция и раздражительность без каких-либо на то причин.
- Пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение.
- Зависть, пристрастность.
- Недопустимость даже временных неудач.
Справедливости ради нужно отметить, то люди с заниженной самооценкой чаще становятся перфекционистами, им чаще свойственен тип личности А, они чаще добиваются больших успехов в бизнесе, лучше организованы, лучше соблюдают дедлайны, дисциплинированы, более строго относятся к себе и окружающим.
В любом случае, заниженная самооценка — это всегда более высокий уровень стресса, увеличенный риск сердечно-сосудистых заболеваний и более низкая продолжительность жизни. Несмотря на все успехи в жизни, такие люди живут меньше. То есть когда мы говорим об эффекте BFLPE, то мы говорим о положительном эффекте. Ощущение себя в качестве большой рыбы в маленьком пруду позволяет избежать заниженной самооценки, которая опасна для здоровья.
Всё это интересные побочные эффекты Я-концепции — системы представления человека о самом себе, рефлексивной части личности. Теоретически, представление человека о самом себе должно быть адекватным, соответствующим реальности. Если же мы помещаем умного человека в окружение ещё более умных людей, то у него сформируется заниженная самооценка — а это уже неадекватное представление о самом себе. Такое представление не соответствует реальности и может навредить человеку.
Так что в следующий раз хорошенько подумайте — действительно ли вы хотите работать в самой крутой компании или отправить своего ребёнка в самую лучшую школу, в какую он только может поступить. Что будет, если ваш одарённый сын станет худшим в классе? Как это повлияет на его характер? И что будет с вашей собственной самооценкой, если вы со своим IQ 135 будете подносить кофе ведущим сотрудникам самой крутой компании, у которых IQ выше 150?
Согласно теории BFLPE, каждый человек оценивает себя в сравнении с окружающими. В результате, самооценка выше в том случае, если человек окружён менее талантливыми и способными коллегами. И наоборот — в окружении талантливых и умных людей самооценка человека снижается.
В 1984 году учёные провели исследование академической успеваемости и самооценки студентов разных учебных заведений. Они выяснили, что ученики в школах низкого социоэкономического уровня (SES) с низким уровнем способностей аудитории имеют более высокую самооценку, чем ученики в школах высокого социоэкономического уровня с высоким уровнем способностей.
Исследование 1984 года выявило, что индивидуальная школьная самооценка обычно коррелирует с академической успеваемостью школьника, но только если оценивать в рамках одной школы. Если же сравнивать школьников из разных учебных заведений, то наблюдается тот самый эффект BFLPE.
Получается действительно противоречивая ситуация. Если взять школьника и перевести из обычно школы в более продвинутую гимназию, то уровень его образования повысится, но мы рискуем сделать ребёнка несчастным человеком, понизить его самооценку. И ещё неизвестно, как это отразится на характере ребёнка и его будущей судьбе.
Проведённые в последующие годы исследования подтвердили наличие эффекта на разных группах школьников, в разных окружениях, странах и т.д. Эффект подтвердился и при долговременных повторных исследованиях на тех же выборках. В общем, влияние окружения на самооценку учеников можно считать установленным фактом. В связи с этим авторы исследования считают, что эту информацию следует учитывать при организации школ и распределении учеников по школьным классам.
Научные исследования BFLPE проводились в начальной и средней школе, но можно предположить, что эффект большой рыбы в маленьком пруду вполне проявляет себя и во взрослой жизни. В любой высококонкурентной среде есть несколько «победителей», много «проигравших», а общая самооценка участников такой среды понижается. Так что с конкуренцией нужно быть осторожным — зачастую это не самый гуманный метод.
Все мы знаем, насколько важной для карьеры и успеха в жизни является уверенность в себе. А вот заниженная самооценка человека проявляет себя целым букетом негативных последствий:
- Чрезмерная самокритика.
- Сверхчувствительность к критике. Возмущение и обида на критику. Чувство, что на него нападают.
- Хроническая нерешительность и чрезмерная боязнь допустить ошибку.
- Страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чём-либо попросит.
- Идеализм, который может привести к досаде, когда идеал не достигнут.
- Постоянная враждебность, всеобщая защитная позиция и раздражительность без каких-либо на то причин.
- Пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение.
- Зависть, пристрастность.
- Недопустимость даже временных неудач.
Справедливости ради нужно отметить, то люди с заниженной самооценкой чаще становятся перфекционистами, им чаще свойственен тип личности А, они чаще добиваются больших успехов в бизнесе, лучше организованы, лучше соблюдают дедлайны, дисциплинированы, более строго относятся к себе и окружающим.
В любом случае, заниженная самооценка — это всегда более высокий уровень стресса, увеличенный риск сердечно-сосудистых заболеваний и более низкая продолжительность жизни. Несмотря на все успехи в жизни, такие люди живут меньше. То есть когда мы говорим об эффекте BFLPE, то мы говорим о положительном эффекте. Ощущение себя в качестве большой рыбы в маленьком пруду позволяет избежать заниженной самооценки, которая опасна для здоровья.
Всё это интересные побочные эффекты Я-концепции — системы представления человека о самом себе, рефлексивной части личности. Теоретически, представление человека о самом себе должно быть адекватным, соответствующим реальности. Если же мы помещаем умного человека в окружение ещё более умных людей, то у него сформируется заниженная самооценка — а это уже неадекватное представление о самом себе. Такое представление не соответствует реальности и может навредить человеку.
Так что в следующий раз хорошенько подумайте — действительно ли вы хотите работать в самой крутой компании или отправить своего ребёнка в самую лучшую школу, в какую он только может поступить. Что будет, если ваш одарённый сын станет худшим в классе? Как это повлияет на его характер? И что будет с вашей собственной самооценкой, если вы со своим IQ 135 будете подносить кофе ведущим сотрудникам самой крутой компании, у которых IQ выше 150?