Recipe.Ru

Игроки рынка лабораторных услуг

Игроки рынка лабораторных услуг

Прошлые два года сегмент лабораторной диагностики стал самым быстрорастущим в индустрии (+20-30% ежегодно) на фоне пандемии коронавируса. Итоги 2022-го теперь больше зависят от того, как будет трансформироваться стратегия сетей и одиночных лабораторий  в отношении закупок расходных материалов и сервиса, напрямую зависящих от курса валют. Оценка текущей ситуации и прогноз игроков рынка – в опросе Vademecum.


Юлай Магадеев, президент ГМК «Медма»:


– В лабораторном бизнесе полная зависимость по оборудованию. Практически все российские производители используют импортные комплектующие. Что касается реагентов, то разные виды лабораторных исследований имеют различную зависимость от импорта. Есть российские производители для иммуноферментных и биохимических исследований, которые могут заменить импорт. Российские производители реагентов для ПЦР доминируют на рынке, но также зависят от импорта. Все остальные направления имеют значительную зависимость от импорта, включая автоматизированные комплексы.


Рудем Газиев, генеральный директор федеральной сети лабораторий «Гемотест»:


– Аналогичные проблемы уже возникали – в 2014 году. Однако зависимости от импортных расходных материалов в лабораторной диагностике сегодня на уровне 8-10%. Тем не менее, важно, чтобы вендоры не ушли с рынка, так как заменить расходники этой категории будет непросто. У большинства крупных лабораторий долгосрочные контракты с поставщиками, так что отчасти проблема курсовой разницы будет нивелирована условиями договора. Но даже если у поставщиков расценки изменятся на 30%, то для потребителя это будет 3-5%.  Будем максимально долго сдерживать рост среднего чека. Кроме того, за время пандемии наши постоянные пациенты – участники бонусной программы смогли накопить бонусы и теперь смогут ими воспользоваться. Столкнулись с некоторыми изменениями в логистике, так как целый ряд аэропортов не работает, но мы быстро нашли решение – перешли на автомобильные перевозки.


Маргарита Файкова, коммерческий директор холдинга «Инвитро»:


– Несомненно отразилась, как и на работе всех компаний в России. Это уже коснулось логистики, которую мы вынуждены были оперативно пересматривать в ряде регионов. Сейчас мы работаем в штатном режиме, однако не исключаем возможных задержек в будущем.


Среди используемых нами реагентов, медицинских изделий и других расходных материалов есть импортные. С нашими поставщиками нас связывают длительные деловые отношения, сейчас все наши договоренности и контракты в силе, однако в текущей непростой ситуации давать четкие прогнозы и полностью исключать какие-либо изменения в этих длительных контрактах также сложно.


Наша стратегия в части дальнейшей экспансии сети уже скорректирована с учетом самых приоритетных направлений и городов. Очевидно, что не все запланированные на этот год открытия состоятся, однако полностью останавливать этот процесс мы не планируем. В любом случае для нас критически важно сейчас поддержать уже действующую сеть, которая является самой широкой в нашей стране и оперативно реагировать на все стремительно появляющиеся новые вводные.


Татьяна Зимарина, коммерческий директор поставщика и российского производителя решений для диагностики «Биовитрум»:


– Мы столкнулись с теми же факторами, с которыми столкнулись все. Большое количество поставщиков приняло решение продолжать сотрудничество, но ряд производителей импортного оборудования и расходных материалов приняли решение приостановить поставки в Россию. Конкретно на нашем рынке это патоморфологическая и микробиологическая диагностика. Второй фактор – это логистические цепочки поставок из Европы и США, которые резко усложнились. Поиск вариантов, как теперь ввезти товар – это челендж для компании. Третий фактор – это проблемы с оплатой поставок через банки, попавшие под санкции. Это требует времени на открытие счетов в других банках, что, в свою очередь, вызывает удлинение сроков поставок. И, наконец, главное – это скачок курса валюты: у нас есть заключенные долгосрочные контракты. Мы понимаем, что та продукция, которую мы законтрактовали в рублях до 24 февраля, уже не может быть поставлена по такой цене.

Что государство может сейчас сделать, чтобы помочь системе здравоохранения обеспечить страну продукцией для диагностики и лечения? Регулятор уже делает шаги в области контрактной системы, но здесь должны быть даны четкие разъяснения в ситуациях, когда поставщик не может поставить продукцию по контракту из-за того, что производитель отказывается поставлять ее в страну. Сейчас нет рекомендаций по определению термина «форс-мажор». Этих ситуаций будет много, и здесь регулятор должен помочь и заказчикам, и исполнителям.

Важный момент – процедура регистрации. То, что поставки в Россию со стороны Европы и США на какое-то время приостановлены или заморожены, приведет к немедленному дефициту и невозможности для лабораторий осуществлять их работу. Крайне важно, чтобы регулятор оптимизировал процедуру регистрации российской продукции, так как общая задача – обеспечение лечебных учреждений необходимыми для работы материалами и оборудованием.

В случаях невозможности импортозамещения – необходимо искать аналогичные решения из тех стран, которые не присоединились к санкциям, выводить их на рынок и регистрировать. В данном случае, от скорости работы всех участников рынка – дистрибьюторов, регуляторов и заказчиков – зависит то, с какой скоростью мы сможем решать эти задачи. Чтобы вывести новые медизделия на рынок России, необходимо пройти сложную, дорогую и длительную процедуру регистрации. Регулятор должен продумать шаги для упрощения выхода на рынок медизделий, например, первого класса потенциального риска, по аналогии с продукцией для борьбы с COVID-19. Но при этом должен быть соблюден баланс между упрощением процедуры регистрации и поддержанием качества этой продукции. 

Что важно конкретно нам, как производителю – мы полтора года назад начали строительство завода по выпуску медизделий для лабораторной диагностики, и с учетом ситуации с кредитами и ставками, помощь государства и региона для нас очень важна. Подготовка программ поддержки инвестиционных проектов, направленных на локализацию и расширение производства медизделий в РФ, жизненно необходима для продолжения развития собственного, российского производства. Без этой помощи продолжить строительство будет для нас большим вызовом.

Что касается коррекции цен – то вся продукция, которая закупалась в валюте, выросла на столько, насколько изменился курс, плюс удорожание логистики. То, что можно было привезти из Германии в Россию напрямую за одни деньги, приходиться везти, если говорить об авиаперелетах, через Эмираты – а это на 15-20% дороже. Мы ведем переговоры с поставщиками о коррекции цен и оптимизации каких-то вещей, но мы должны понимать, что математика простая: курс плюс логистика.

Exit mobile version