Recipe.Ru

HR-специалисты фармрынка обсудили технологии управления персоналом в условиях «пульсирующей» модели экономики

HR-специалисты фармрынка обсудили технологии управления персоналом в условиях «пульсирующей» модели экономики

 

Фото: Игорь Чунусов

 

Вопрос, как эффективно управлять мотивацией сотрудников в условиях экономии HR-бюджетов, был в фокусе внимания участников конференция «Прощай, 2015 – здравствуй 2016: кризис закончился? HR-стратегии в турбулентные времена». Конференция с участием руководителей и HR-директоров фармацевтических компаний прошла 23 декабря в рамках очередного заседания HR Professional Pharma club – проекта,  организованного компанией Globalpas в партнерстве с изданием «Фармперсонал».

 

Участники конференции старались избегать в своих выступлениях слова «кризис», сходясь во мнении, что нынешняя ситуация – это новая реальность, в которой теперь предстоит работать.  По мнению генерального менеджера компании Alfa Vassermann  Ольги Глазковой, фундаментальная   корректировка  HR-политик компаний произошла еще в 2008-2009 гг. И сегодня тенденции, возникшие в связи с изменением парадигмы рынка  — переходом c бурно растущей на более взвешенную модель развития, продолжились.  

 

«Мы живем в период «пульсирующей» модели экономики и к прежнему, растущему, формату  уже не вернемся, — констатировал генеральный директор Globalpas Сергей Профатилов. Работу управленческой команды в новых условиях рынка он сравнил со спуском на каяке по бурной горной реке, когда нужно мгновенно реагировать на все вызовы опасного спуска. Если действия команды будут профессиональны, то сложности новых реалий станут возможностями, которые позволят не только благополучно миновать пороги, но и опередить конкурентов.  При этом важно, чтобы в команде были сильные HR-ры, способные стать эффективными помощниками рулевому.

 

На конференции были представлены лучшие практики отраслевого HR-сообщества,  свидетельствующие о высоком уровне работы с персоналом на фармрынке. В частности, речь шла об использовании Big Data (анализе больших данных) в HR. Директор по персоналу Pfizer Софья Кадыкова рассказала о результатах исследования, проведенного в компании Международным центром инициативы, который сертифицирует компании  по критерию равенства полов в бизнесе. Доказано, что в компаниях, где гендерное равенство обеспечено, эффективность работы выше, чем там, где с этим проблемы. Pfizer прошла сертификацию, при этом результаты метрического анализа позволили выявить проблемные точки, понять, где проседает мотивация сотрудников и над чем следует еще поработать.

 

Оцифровка персонала входит сегодня в инструментарий HR-служб многих фармкомпаний, причем не только крупных международных, но и молодых отечественных фирм. Так, Biocad первой из российских компаний приняла участие в международном исследовании  Aon Hewitt, оценивающем вовлеченность и удовлетворенность сотрудников. Biocad вошла в список 11 компаний, получивших в 2015 г. в России Международную сертификацию Aon Best Employers Study. Но главное, оцифровка персонала помогла определить точки роста. «Мы поняли зоны развития, составили action-план, аргументировали свои действия перед руководством и получили бюджет, — рассказала директор по персоналу Biocad Александра Глазкова. – В следующем году  снова примем участие в исследовании, чтобы понять, соответствуют ли ожидаемые показатели объему вложений в персонал, и убедиться — все ли мы делаем правильно».

 

Первое, на чем начинают экономить компании в турбулентные времена, — это HR-бюджеты: урезаются расходы на рекрутинг, обучение и развитие, сокращается компенсационный пакет. При этом возникают риски потери сотрудников.  Представление, будто кризис сам по себе хороший мотиватор лояльности персонала верно лишь отчасти. Действительно, сегодня можно наблюдать снижение текучки персонала — люди стараются держаться за рабочие места. Но сотрудников все равно надо мотивировать, уверена руководитель отдела по связям с общественностью компании «Гедеон Рихтер» Анна Похитонова.  Проект по мотивации полевых сотрудников, реализованный в компании, показал, как могут поднять вовлеченность нематериальные стимулы.  В рамках проекта топ-менеджеры, включая главу представительства, вышли работать в поля как рядовые представители. Проект, включавший и ряд других мер, направленных на повышение престижа профессии медпредставителя, оказался успешным, что подтвердили опросы сотрудников.

 

Похвала, признание на уровне руководства – действенный инструмент нематериальной мотивации, считает руководитель группы партнеров по персоналу Astra Zeneca Алина Манцева. В практике компании, например, завтраки рядовых сотрудников с директорами, в ходе которых люди могут обсудить любые вопросы и получить информацию из первых рук. Среди эффективных мотивационных программ развития – бизнес-командировки (от двух недель до 6 месяцев) талантливых, высокопотенциальных сотрудников в филиалы компании в другие страны.

 

Конференция проходила в атмосфере живой дискуссии и завершилась групповой работой по выработке решений и ключевых задач современного HR-ра с фокусом на то, что необходимо изменить в подходах к T&D и рекрутингу, как следует выстраивать процессы в HR в турбулентные времена.

 

Общую тональность выступлений можно было оценить как оптимистичную.  Надежды HR-ров на улучшение ситуации подтверждают и результаты  ноябрьского опроса CEMEA Bisiness Group, согласно которым большинство представителей компаний из разных отраслей, включая Фарму, считают, что 2016 год будет лучше для бизнеса. По данным исследования, 70% компаний не намерены в новом году сокращать персонал. Повышение зарплат планируется в среднем на уровне 7-8%, что, впрочем, вряд ли покроет темпы инфляции. Поэтому вопросы нематериальной мотивации будут не менее актуальны для кадровых служб, чем в уходящем году.

Exit mobile version