Recipe.Ru

Готов ли российский фармрынок встретить свиной грипп?

Вопрос, вынесенный в заголовок, отчасти является провокационным. С точки зрения лекарственных препаратов, которые смогут решить проблему свиного гриппа, полагаем, что нет. Мировой науке потребуется около полугода для создания и масштабирования такой таргетированной вакцины. С точки зрения доступности профилактических средств российский рынок вполне готов к повышенному спросу на «тематические» препараты. Сегодня на российском рынке присутствует более 300 наименований таких препаратов — от мультисимптомных и иммуномодулирующих до противовирусных. Они позволяют либо ликвидировать симптомы заболевания, либо не заболеть. Все эти препараты хорошо знакомы россиянину и в подавляющем большинстве продаются в аптеках без рецепта врача. Однако ажиотажного спроса на эту продукцию в аптеках пока нет, как нет и существенного изменения структуры спроса. Рынок препаратов для лечения и профилактики гриппа стабилен, но обещает определенные положительные перспективы для его участников.

Безусловно, фармрынок реагирует на различного рода внешние причины, в том числе на вспышки заболеваний или повышенный спрос на их профилактику, однако такие изменения не оказывают существенного влияния на рынок. Так, доля продаж вакцин против гриппа в России оценивается в 0,1% общего объема фармрынка. В среднем ежегодно вакцинацию проходит до 25% населения страны. Таким образом, даже трехкратное увеличение спроса на вакцины существенно не изменит валового объема фармрынка России. Однако компаниям, которые работают в нише противогриппозных вакцин, это, безусловно, на руку. Акции фармкомпаний, работающих с вирусологической продукцией (например, Roche и GlaxoSmithKline) резко пошли в рост. Аналитики фондового рынка ожидают дальнейшего роста акций этих компаний. По предварительным данным, противогриппозные средства «Тамифлю» (Roche) и «Реленза» (GSK) доказали свою эффективность против образцов вируса нового заболевания. Препараты использовались для защиты от вспышек «птичьего гриппа» в Азии и принесли компаниям сверхприбыли.

На российском фармрынке такие препараты также присутствуют. В таблице 1 представлен рейтинг торговых марок — вакцин для профилактики и лечения гриппа.

Таблица 1. Импорт противогриппозных вакцин в Россию, 2008 г.

Рейтинг

Торговая марка

Производитель

Статус действия

Объем импорта

Доля оптовых продаж (USD), %

Прирост импорта (%), 2008 / 2007

Средняя CIP цена за дозу ЛС, USD

млн USD (CIP цена)

млн упак.

 весь рынок импортных вакцин

33,11

5,15

 

9

6,43

1

ИНФЛЮВАК

СОЛВЕЙ ФАРМА

профилактика

11,19

1,41

33,80

-14

7,93

2

ВАКСИГРИП

САНОФИ-АВЕНТИС

профилактика

10,42

1,53

31,48

3

6,80

3

АГРИППАЛ

СИ-ЭС-СИ ЛТД

профилактика

3,45

0,57

10,41

-4

6,10

4

РЕЛЕНЗА

ГСК

лечение

2,42

0,08

7,32

н/д

28,58

5

ТАМИФЛЮ

РОШ

лечение

1,17

0,04

3,52

8

26,10

6

РЕМАНТАДИН

ОЛАЙНФАРМ

лечение

1,02

1,17

3,08

32

0,88

7

АНТИГЕН ВИРУСА ГРИППА ТИПА A АЛЛАНТОИСНЫЙ

СОЛВЕЙ ФАРМА

профилактика

0,92

0,00

2,79

н/д

н/д

8

ИНФЛЕКСАЛ V

БЕРНА БИОТЕХ

профилактика

0,89

0,10

2,68

н/д

8,50

9

БЕГРИВАК

СИ-ЭС-СИ ЛТД

профилактика

0,77

0,12

2,32

-46

6,20

10

ФЛЮАРИКС

ГСК

профилактика

0,55

0,10

1,65

н/д

5,36

11

ТАМИФЛЮ

ЮСБ ФАРМА

лечение

0,31

0,01

0,94

н/д

28,15

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Импорта ЛС в Россию»

 

Отечественный фармпром также представлен на рынке противогриппозных вакцин, но пока только в проектах, направленных на профилактику гриппа. Так, по данным официальной статистики, лидером российского сегмента вакцин для профилактики гриппа является государственная корпорация «Микроген» с иммунобиологическим комплексом Гриппол. Еще одна локальная компания, «Петровакс», предлагает рынку усовершенствованные аналоги «Гриппола» — «Гриппол плюс» и «Гриппол нео». Ближе к сезону ОРВИ эти вакцины также будут доступны в аптеках страны. Общий объем производства локальных вакцин оценивается в 25 млн USD в ценах производителя. Локальных вакцин для лечения гриппа в массовом масштабе на рынке не наблюдается.

Российский рынок иммуномодуляторов и мультисимптомных препаратов, также применяемых для профилактики и лечения ОРВИ, по нашему мнению, ожидает рост. Данный прогноз несколько изменился в связи с актуализировавшейся ситуацией с эпидемией. Еще месяц назад данные препараты были в группе существенной коррекции объемов рынка, т.е. ожидался спад продаж. Однако данные апреля 2009 г. свидетельствуют о том, что спрос в крупных городах первым отреагировал на ситуацию с эпидемией. Несмотря на окончание сезона ОРВИ, продажи иммуномодуляторов и мультисимптомных препаратов могут вырасти.

Давид Мелик-Гусейнов, к.ф.н.,

директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт»

Exit mobile version