Вопрос, вынесенный в заголовок, отчасти является провокационным. С точки зрения лекарственных препаратов, которые смогут решить проблему свиного гриппа, полагаем, что нет. Мировой науке потребуется около полугода для создания и масштабирования такой таргетированной вакцины. С точки зрения доступности профилактических средств российский рынок вполне готов к повышенному спросу на «тематические» препараты. Сегодня на российском рынке присутствует более 300 наименований таких препаратов — от мультисимптомных и иммуномодулирующих до противовирусных. Они позволяют либо ликвидировать симптомы заболевания, либо не заболеть. Все эти препараты хорошо знакомы россиянину и в подавляющем большинстве продаются в аптеках без рецепта врача. Однако ажиотажного спроса на эту продукцию в аптеках пока нет, как нет и существенного изменения структуры спроса. Рынок препаратов для лечения и профилактики гриппа стабилен, но обещает определенные положительные перспективы для его участников.
Безусловно, фармрынок реагирует на различного рода внешние причины, в том числе на вспышки заболеваний или повышенный спрос на их профилактику, однако такие изменения не оказывают существенного влияния на рынок. Так, доля продаж вакцин против гриппа в России оценивается в 0,1% общего объема фармрынка. В среднем ежегодно вакцинацию проходит до 25% населения страны. Таким образом, даже трехкратное увеличение спроса на вакцины существенно не изменит валового объема фармрынка России. Однако компаниям, которые работают в нише противогриппозных вакцин, это, безусловно, на руку. Акции фармкомпаний, работающих с вирусологической продукцией (например, Roche и GlaxoSmithKline) резко пошли в рост. Аналитики фондового рынка ожидают дальнейшего роста акций этих компаний. По предварительным данным, противогриппозные средства «Тамифлю» (Roche) и «Реленза» (GSK) доказали свою эффективность против образцов вируса нового заболевания. Препараты использовались для защиты от вспышек «птичьего гриппа» в Азии и принесли компаниям сверхприбыли.
На российском фармрынке такие препараты также присутствуют. В таблице 1 представлен рейтинг торговых марок — вакцин для профилактики и лечения гриппа.
Таблица 1. Импорт противогриппозных вакцин в Россию, 2008 г.
Рейтинг |
Торговая марка |
Производитель |
Статус действия |
Объем импорта |
Доля оптовых продаж (USD), % |
Прирост импорта (%), 2008 / 2007 |
Средняя CIP цена за дозу ЛС, USD |
|
млн USD (CIP цена) |
млн упак. |
|||||||
весь рынок импортных вакцин |
33,11 |
5,15 |
|
9 |
6,43 |
|||
1 |
ИНФЛЮВАК |
СОЛВЕЙ ФАРМА |
профилактика |
11,19 |
1,41 |
33,80 |
-14 |
7,93 |
2 |
ВАКСИГРИП |
САНОФИ-АВЕНТИС |
профилактика |
10,42 |
1,53 |
31,48 |
3 |
6,80 |
3 |
АГРИППАЛ |
СИ-ЭС-СИ ЛТД |
профилактика |
3,45 |
0,57 |
10,41 |
-4 |
6,10 |
4 |
РЕЛЕНЗА |
ГСК |
лечение |
2,42 |
0,08 |
7,32 |
н/д |
28,58 |
5 |
ТАМИФЛЮ |
РОШ |
лечение |
1,17 |
0,04 |
3,52 |
8 |
26,10 |
6 |
РЕМАНТАДИН |
ОЛАЙНФАРМ |
лечение |
1,02 |
1,17 |
3,08 |
32 |
0,88 |
7 |
АНТИГЕН ВИРУСА ГРИППА ТИПА A АЛЛАНТОИСНЫЙ |
СОЛВЕЙ ФАРМА |
профилактика |
0,92 |
0,00 |
2,79 |
н/д |
н/д |
8 |
ИНФЛЕКСАЛ V |
БЕРНА БИОТЕХ |
профилактика |
0,89 |
0,10 |
2,68 |
н/д |
8,50 |
9 |
БЕГРИВАК |
СИ-ЭС-СИ ЛТД |
профилактика |
0,77 |
0,12 |
2,32 |
-46 |
6,20 |
10 |
ФЛЮАРИКС |
ГСК |
профилактика |
0,55 |
0,10 |
1,65 |
н/д |
5,36 |
11 |
ТАМИФЛЮ |
ЮСБ ФАРМА |
лечение |
0,31 |
0,01 |
0,94 |
н/д |
28,15 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Импорта ЛС в Россию»
Отечественный фармпром также представлен на рынке противогриппозных вакцин, но пока только в проектах, направленных на профилактику гриппа. Так, по данным официальной статистики, лидером российского сегмента вакцин для профилактики гриппа является государственная корпорация «Микроген» с иммунобиологическим комплексом Гриппол. Еще одна локальная компания, «Петровакс», предлагает рынку усовершенствованные аналоги «Гриппола» — «Гриппол плюс» и «Гриппол нео». Ближе к сезону ОРВИ эти вакцины также будут доступны в аптеках страны. Общий объем производства локальных вакцин оценивается в 25 млн USD в ценах производителя. Локальных вакцин для лечения гриппа в массовом масштабе на рынке не наблюдается.
Российский рынок иммуномодуляторов и мультисимптомных препаратов, также применяемых для профилактики и лечения ОРВИ, по нашему мнению, ожидает рост. Данный прогноз несколько изменился в связи с актуализировавшейся ситуацией с эпидемией. Еще месяц назад данные препараты были в группе существенной коррекции объемов рынка, т.е. ожидался спад продаж. Однако данные апреля 2009 г. свидетельствуют о том, что спрос в крупных городах первым отреагировал на ситуацию с эпидемией. Несмотря на окончание сезона ОРВИ, продажи иммуномодуляторов и мультисимптомных препаратов могут вырасти.
Давид Мелик-Гусейнов, к.ф.н.,
директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт»