Recipe.Ru

Государство разведется с бизнесом

В конце прошлого года медицинская общественность начала горячо обсуждать различные концепции развития системы здравоохранения. Изменение подхода к этому вопросу неизбежно повлечет перемены в фармацевтической отрасли. Аналитики полагают, что основными тенденциями 2008 года станут уход коммерческих фирм из сектора государственного лекарственного обеспечения и увеличение стоимости препаратов почти на 30%.

Только бизнес

По мнению экспертов, доля государственных денег будет постепенно уменьшаться, а значит, компании, делающие ставку на обслуживание государственного заказа, станут терять свою долю стоимостного объема рынка. Таким образом, коммерческий и государственный рынки сбыта все более будут расходиться, и фармкомпаниям окажется все труднее реализовать свои возможности одновременно в обоих секторах. Кроме того, все настойчивее обнародуются идеи создания госкорпораций, обеспечивающих госсектор рынка. В результате частный капитал теряет интерес к обслуживанию государственного заказа. Аналитики полагают, что государству придется самому выстраивать систему производства и сбыта фармпродукции.

Растущее негативное влияние на развитие среднего и мелкого бизнеса, а в мировых масштабах именно к такому виду бизнеса можно отнести все отечественные фармкомпании. Если государство не примет радикальных мер по изменению системы распределения лекарств (например, не будет введен страховой принцип лекарственного обеспечения), рынок постепенно перейдет к органическому типу развития в пределах 13-процентного роста стоимостного объема в год. Заявленный бюджет программы дополнительного лекарственного обеспечения на 2008 год ($2,45 млрд) позволит увеличить валовой объем рынка на 20,7%.

Говоря о более дальних перспективах, до 2012 года, аналитики предполагают: при любом сценарии развития – будет ли реализована программа дополнительного лекарственного обеспечения или реформирован госпитальный рынок – объем рынка перешагнет рубеж в $20 млрд. При прочих равных условиях рынок может вырасти более чем на 120% по сравнению с 2007 годом.

Тем не менее надо иметь в виду, что российский рынок неоднороден с точки зрения экономического развития субъектов федерации. Лидерами по инвестиционной привлекательности сегодня являются динамично развивающиеся регионы, например Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Но постепенное размывание границ между Москвой и Московской областью приводит к выравниванию показателей потребления лекарственных средств и объемов фармрынков этих субъектов. Видимо, продолжит развитие Юг России, в частности Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, тем более с учетом такого стимула, как подготовка к Олимпиаде-2014. Существенно менее интенсивна динамика развития фармрынков регионов Севера и Дальнего Востока.

Деньги – не главное

Еще одной особенностью предстоящего года будет смена локомотива развития отечественного фармрынка. Рост благосостояния россиян как самый мощный фактор постепенно сдает позиции, уверены аналитики. Ужесточение отпуска рецептурных лекарств при разрушении поликлинического сегмента уменьшает приток денег в отрасль.

С другой стороны, слабое гособеспечение лекарствами заставляет население отказываться от льготных препаратов в пользу денежной компенсации, и эти деньги на рынок не возвращаются. Таким образом, по мысли экспертов рынок растет все больше благодаря усилиям фармкомпаний, продвигающих концепцию «дорогое лечение – значит, эффективное», а также органически, то есть учитывая спрос при росте общей заболеваемости.

Основной сдерживающей силой роста рынка в наступившем году эксперты называют тотальное ужесточение контроля расходования госресурсов и предстоящую жесткую экономию. Инвестиционный климат в РФ совершенствуется, но существующих улучшений окажется явно недостаточно для бурного развития отрасли. В связи с этим отечественные компании становятся все более неконкурентоспособными. У них устаревший ассортимент препаратов и нет ресурсов для исправления ситуации.

Аналитики сегодня сопоставляют российский фармрынок по объемам с фармрынками Мексики, Аргентины, Канады, Испании, Турции, Польши. Однако в России велика доля населения с низким уровнем достатка и низкой культурой потребления медикаментов, что по-прежнему не позволит России перейти в клуб стран с большой долей в общемировом объеме рынка медикаментов.

Среднестатистический россиянин тратит на покупку лекарств около $80 в год. Даже страны бывшего соцлагеря уже значительно обогнали Россию по этому показателю. Программа дополнительного лекарственного обеспечения, давшая импульс рынку, высветила несколько вопросов, требующих твердого политического решения. Это – внедрение страховых принципов в систему обеспечения населения лекарствами, ужесточение отпуска рецептурных препаратов.

Обратную реакцию вызвали последние действия правительства в сфере лекарственного обеспечения: запреты в отношении выписки дорогостоящих препаратов привели к массовому выходу льготников из программы дополнительного лекарственного обеспечения.

Кто и чем будет нас лечить

Вместе с тем проявляются тенденции в изменении инфраструктуры рынка. Заметно сократилось число оптовых организаций. Но, возможно, передача в субъекты в 2008 году полномочий по обеспечению населения лекарственными средствами в рамках госпрограммы вызовет обратную динамику в секторе дистрибуции. Эксперты полагают, что в 2008 году количество оптовых игроков может несколько увеличиться.

Аналитики предрекают в 2008 году превалирование дженериков перед инновационными препаратами, приоритет инновационных медикаментов будет более низким, особенно в закупках государства для нужд госпрограмм. Но наибольшая доля инновационных лекарств все-таки придется на сегмент дополнительного лекарственного обеспечения (до 30% от объема программы).

В госпитальном и коммерческом секторах инновационные препараты, скорее всего, будут представлены в долевом отношении 17 и 8% соответственно от общего объема секторов. В целом по рынку доля инновационных лекарственных средств составит в среднем около 15%.

По мнению экспертов, продолжится и пересмотр списков препаратов, отпускаемых в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения, с целью замещения дорогих инновационных лекарственных средств более дешевыми – дженериковыми. За последние пять лет средняя цена инновационного препарата в России увеличилась более чем в четыре раза, это слишком дорого для государства.

На фоне падения натуральных объемов продаж эксперты прогнозируют рост стоимостного объема за счет увеличения средней цены за упаковку. Цены будут идти вверх, и средний их рост по всему рынку окажется в пределах 26-29% в год.

Exit mobile version