Сегодня на заседании Совета палаты Государственной Думы, а завтра — на пленарном заседании депутаты рассмотрят поправки к Закону РФ "О лекарственных средствах", одобренные комитетом ГД по охране здоровья.
Поправки, объединенные в отдельный законопроект, были внесены членами Совета Федерации Борисом Шпигелем, Игорем Брынцаловым, а также депутатами Госдумы Татьяной Яковлевой и Андреем Макаровым.
В отсутствии адекватного законодательного регулирования фармацевтической отрасли ситуация на фармрынке России в последнее время вызывает все большую тревогу. Особенно остро обозначились такие негативные моменты, как все увеличивающийся с каждым годом приток на фармрынок недоброкачественных и фальсифицированных лекарств, выписка "нужных" торговых наименований препаратов за финансовое вознаграждение, "серый импорт", бесконтрольное ценообразование как на лекарственные средства, так и на фармацевтические субстанции, поступающие в Россию из различных офшорных зон через цепочку многочисленных посредников.
На законодательное решение этих проблем и был направлен данный проект, который прошел все необходимые экспертизы в министерствах и ведомствах, а также был поддержан правительством.Однако столь необходимый стране закон встретил ожесточенное сопротивление тех, кто сегодня получает дивиденды на фармацевтическом рынке.
При этом в противодействие наведению элементарного правопорядка оказались втянуты не только всевозможные "представители общественности", но и отдельные депутаты Госдумы.
В то время как противники законопроекта с упоением и упорством, достойным лучшего применения, отмечают его "противоречие рыночной экономике и несоответствие международной практике", на самом деле все в точности наоборот.
При этом ведущие отечественные СМИ, являющиеся апологетами либеральной рыночной экономики, не только отмечают необходимость государственного регулирования фармацевтического рынка, но также вскрывают причины такой необходимости.
Пресса уже не раз писала о том, что одной из ключевых проблем современной медицины является "ангажированность врачей фармацевтическими компаниями". Это явление встречается во всех медучреждениях.
Очевидно, что врач в районной поликлинике со средним окладом 100-150 долларов будет искать дополнительный заработок. Фармацевтические компании, а также производители биологически активных добавок с радостью предоставляют врачам такую возможность.
К слову, бедность врачей здесь не играет решающей роли: подобные проблемы существуют во всем мире, и в разных странах с переменным успехом ведется борьба за независимость врачей от представителей фармкомпаний.
В большинстве западных стран строго запрещены любые контакты врачей и торговых представителей. Кроме того, в США и Германии, например, врач не имеет права выписывать рецепт на лекарство с торговым названием. Там врач выписывает лекарство как таковое, а фирму-производителя выбирает пациент.
При этом соответствующие государственные органы указанных стран в связи с участившимися случаями агрессивного продвижения лекарственных средств, а на самом деле — банального подкупа врачей фармкомпаниями, имеют все необходимые правовые основания для противодействия данному явлению и принимают соответствующие санкции, о которых доморощенные псевдозащитники "рыночных принципов" стыдливо умалчивают.
В нашей стране на сегодняшний день действуют более 40 тысяч медицинских представителей фармацевтических компаний, единственная задача которых заключается в том, за что в странах с развитой рыночной экономикой последовательно и бескомпромиссно наказывают.
Так крупнейшая фармацевтическая компания мира Pfizer была оштрафована в США за "незаконное стимулирование врачей". При этом обращает на себя внимание не только сам факт штрафа (увы, это обычное дело), но и его размер — 430 миллионов долларов США. Один штраф — 25 процентов всего беспрецедентно высокого для России бюджета 2005 года на обеспечение лекарственными средствами всех федеральных льготников!
Кстати, именно предусмотренные законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах" меры (прямые поставки от производителей, эффективный контроль за ценами, выписка лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям) позволили решить в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, еще один "больной" вопрос российской фармацевтики — проблему недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств.
Их в данной государственной программе не выявлено, так как нормальная организация работы в рамках прозрачного механизма поставок является сама по себе мощным и эффективным барьером на пути криминала.
Но именно это и не устраивает противников законопроекта! Как же так: врачей подкупать будет не нужно, "серый импорт и фальшак" останется в прошлом, про запутанные поставки через офшоры и игры с ценами придется забыть? Как жить-то дальше, это сколько народу останется без куска хлеба на криминальном поприще?
И… началась истерика! Вспомнили все, даже то, что к законопроекту не имеет никакого отношения, но в первую очередь о "недобросовестном давлении на отдельных участников рынка и…ВТО (?)".
Очевидно, забыли, что, например, в Германии, к которой у ВТО никаких претензий нет, с 2002 года успешно действует еще более жесткий закон "Об ограничении отпуска лекарственных средств", предусматривающий выписку лекарственных препаратов по международным непатентованным наименованиям, да и сами эти наименования присваиваются Всемирной организацией здравоохранения.
Удивительно, но в травле разработчиков законопроекта и нападках на поддержавший антикоррупционный и антикриминальный проект Комитет Госдумы по охране здоровья, оказались замечены не только записные защитники "бизнеса и рынка", очевидно кормящиеся с ложечки "авторитетных" представителей фармацевтического криминала, но и отдельные весьма уважаемые персоны.
Сегодня перед Россией стоит острый вопрос, который требует четкого и определенного ответа: в какой стране мы хотим жить и как мы хотим с вами лечиться?
Иными словами, каждый для себя должен определить, что для него важнее — вынимать что-то из разваливающейся упаковки, или лечиться действительно эффективными лекарствами.
Между тем внесенные поправки поставят амбулаторное лечение в нашей стране на качественно новый уровень, где не будет места "серым" и фальсифицированным препаратам.