Инициатива была внесена в Госдуму в феврале 2025 года. Поправками предлагалось отменить возможность СМО получать в собственный бюджет часть суммы штрафов и санкций, наложенных на клиники после экспертизы качества медпомощи (ЭКМП) и медико-экономической экспертизы (МЭЭ). Сейчас, согласно № 326-ФЗ, страховые компании получают 15% от необоснованно предъявленных счетов клиник после ЭКМП, столько же после МЭЭ и 25% от суммы штрафов, которые медорганизации выплачивают за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медпомощи ненадлежащего качества. Также в контур собственных средств СМО входят расходы на ведение дела – эту сумму в фиксированном размере страховщикам перечисляют ТФОМС.
Авторы законопроекта посчитали, что из-за текущей системы СМО заинтересованы в поиске большего количества нарушений. Это, как говорилось в пояснительной записке, подтверждается и данными ФФОМС. Согласно аналитике, в 2021 году страховщики ОМС получили после применения финансовых санкций 1,231 млрд рублей, а к 2023 году уже 2,033 млрд рублей. Наблюдается и рост объема средств, поступивших напрямую от клиник, – с 278,8 млн до 470,7 млн рублей за два года. Ежегодно растет и доля средств, полученных СМО от наложения штрафов, в их общих доходах.
В июле 2025 года законодатели скорректировали законопроект, однако, как заявила депутат от фракции «Единая России» Татьяна Фролова, представляя проект на пленарном заседании 13 ноября, изменения носят лишь технический характер, суть осталась прежней. Комитет по охране здоровья рекомендовал отклонить инициативу, что в итоге и произошло.
Страховые медорганизации часто подвергаются критике со стороны экспертов, депутатов и сенаторов. По распространенному в профессиональной среде мнению, СМО являются лишь «прослойкой» для направления средств от ФФОМС и ТФОМС непосредственно клиникам. Так, с сентября 2025 года Госдума рассматривает пул корректировок в № 326-ФЗ. В частности, поправками предлагается дать возможность главам регионов принимать решение об осуществлении терфондами полномочий страховщиков. Инициативу уже приняли в первом чтении.
При этом мнения о необходимости введения новых норм разнятся. Например, некоторые депутаты отмечали, что тем самым создастся «два сорта застрахованных». Представители ТФОМС комментировать предлагаемые нормативные изменения отказались. О том, как оценили инициативу авторы поправок, эксперты и операторы индустрии, – в материале Vademecum.
Инициатива была внесена в Госдуму в феврале 2025 года. Поправками предлагалось отменить возможность СМО получать в собственный бюджет часть суммы штрафов и санкций, наложенных на клиники после экспертизы качества медпомощи (ЭКМП) и медико-экономической экспертизы (МЭЭ). Сейчас, согласно № 326-ФЗ, страховые компании получают 15% от необоснованно предъявленных счетов клиник после ЭКМП, столько же после МЭЭ и 25% от суммы штрафов, которые медорганизации выплачивают за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медпомощи ненадлежащего качества. Также в контур собственных средств СМО входят расходы на ведение дела – эту сумму в фиксированном размере страховщикам перечисляют ТФОМС.
Авторы законопроекта посчитали, что из-за текущей системы СМО заинтересованы в поиске большего количества нарушений. Это, как говорилось в пояснительной записке, подтверждается и данными ФФОМС. Согласно аналитике, в 2021 году страховщики ОМС получили после применения финансовых санкций 1,231 млрд рублей, а к 2023 году уже 2,033 млрд рублей. Наблюдается и рост объема средств, поступивших напрямую от клиник, – с 278,8 млн до 470,7 млн рублей за два года. Ежегодно растет и доля средств, полученных СМО от наложения штрафов, в их общих доходах.
В июле 2025 года законодатели скорректировали законопроект, однако, как заявила депутат от фракции «Единая России» Татьяна Фролова, представляя проект на пленарном заседании 13 ноября, изменения носят лишь технический характер, суть осталась прежней. Комитет по охране здоровья рекомендовал отклонить инициативу, что в итоге и произошло.
Страховые медорганизации часто подвергаются критике со стороны экспертов, депутатов и сенаторов. По распространенному в профессиональной среде мнению, СМО являются лишь «прослойкой» для направления средств от ФФОМС и ТФОМС непосредственно клиникам. Так, с сентября 2025 года Госдума рассматривает пул корректировок в № 326-ФЗ. В частности, поправками предлагается дать возможность главам регионов принимать решение об осуществлении терфондами полномочий страховщиков. Инициативу уже приняли в первом чтении.
При этом мнения о необходимости введения новых норм разнятся. Например, некоторые депутаты отмечали, что тем самым создастся «два сорта застрахованных». Представители ТФОМС комментировать предлагаемые нормативные изменения отказались. О том, как оценили инициативу авторы поправок, эксперты и операторы индустрии, – в материале Vademecum.
