Государственная Дума РФ на заседании 4 марта сразу в трех чтениях приняла отвечающий на санкции законопроект, в частности, позволяющий госзаказчикам закупать лекарства, медицинские изделия, технические средства реабилитации и услуги по упрощенной процедуре и у единственного поставщика. Кроме того, правительство наделено полномочиями по увеличению начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок отдельных лекарств и медизделий. Ранее о срочном введении «особого режима» госзакупок сообщал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
«Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом», – уточняется в документе. Изменения вносятся в Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, согласно вносимым в 44-ФЗ изменениям, медорганизации до 31 декабря 2022 года получат право осуществлять в электронной форме и у единственного поставщика закупки лекарств, расходных материалов и медицинских изделий, которые были произведены единственным производителем на территории России, либо других стран, не вводивших против РФ «ограничительных мер экономического характера». Годовой объем закупок, осуществленных по обновленным правилам, не должен превышать 50 млн рублей в отношении лекарств и расходных материалов и 250 млн рублей – в отношении медизделий.
Аналогичный порядок установлен в отношении осуществляемых Фондом социального страхования РФ в электронной форме закупок технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории России или иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера.
Документом также разрешается закупка у единственного поставщика лекарств или медизделий, которые не имеют российских аналогов при условии, что производство осуществляется страной, не вводившей санкции. В законопроекте указано, что в этом случае должен быть создан специальный реестр, порядок ведения которого будет определен Правительством РФ.
Еще одним нововведением стала возможность изменения существенных условий контракта, в том числе цены, срока порядка оплаты, по решению властей субъектов РФ или местной администраций для госконтрактов, которые будут заключены в срок до 1 января 2023 года. Эта мера будет действовать только при условии соглашения сторон контракта и в связи с обстоятельствами, «влекущими невозможность его исполнения».
В целях стимулирования создания и развития на территории страны производства лекарств или медизделий, не имеющих российских аналогов, Правительство РФ сможет принимать решения «об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий». Кроме того правительство, «в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера», имеет полномочия по внесению изменений в регистрационное досье на зарегистрированный препарат.
Михаил Мишустин объявил о скором введении «особого режима» закупочных процедур для поставщиков лекарств и медизделий 2 марта. Тогда премьер анонсировал внесение нормативных изменений, имеющих целью «повысить уровень социальной защищенности людей». Собранные ранее Vademecum мнения представителей фармотрасли о возможном влиянии санкций на ситуацию в индустрии здравоохранения – в обзорном материале.