В настоящее время, в условиях глобализации инфекционные заболевания по причине своей широкой распространенности приобретают характер глобальных угроз. Не является исключением в данном ряду гепатит С. По оценкам ВОЗ около 150 млн. человек в мире (примерно 3,3% населения планеты[1]) хронически инфицированы вирусом гепатита С, от которого каждый год умирают более 350 тыс. пациентов.[2]
28 июля во всем мире традиционно отмечается день борьбы с гепатитом.По данным российских экспертов, в РФ от 2 до 5 млн. человек инфицированы вирусом гепатита С, [3] основной причиной инвалидизации и смертности при котором являются его неблагоприятные исходы: цирроз печени (30%) и гепатоцеллюлярная карцинома (4,5–5,5%).[4] В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема своевременной диагностики и лечения гепатита С, ведь если пациенту уже в острой фазе начать проводить противовирусную терапию, можно снизить частоту хронического гепатита С до 10%.[5]
С свою очередь, лечение вирусного гепатита С очень затратно. Стоимость противовирусной терапии ХГС составляет 350-700 тыс. руб. на курс[6],[7], и если учесть, что она проводится, как правило, пожизненно, а финансовые затраты на терапию неблагоприятных исходов возрастают многократно, то понятно, что пациентам сложно самостоятельно оплачивать указанные расходы.
Гепатит С – бремя для государства
В последнее десятилетие пик заболеваемости вирусными гепатитами С сместился из возрастной группы 15-19 лет в 1997 г. в группу лиц трудоспособного возраста – 20-39 в 2010 г.[8] И если в 2010 г. объем государственных расходов на лечение вирусных гепатитов С в РФ составил более 48 млрд руб., то на выплаты по инвалидности государство затратило более 22 млрд руб., а недополученный валовой внутренний продукт превысил 480 тыс. руб. на одного человека. Следовательно, при сохранении темпов роста заболеваемости вирусным гепатитом С и инвалидизации по причинам его неблагоприятных исходов, экономическое бремя государства будет только увеличиваться.[9]
Представители государственных структур и специалисты здравоохранения серьезно обеспокоены данной проблемой. При Минздраве РФ создана Экспертная группа по вопросам вирусных гепатитов, состоящая из числа эпидемиологов, вирусологов, инфекционистов, трансплантологов, которой в 2013г. разработаны «Рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом С»,[10] введен в действие Стандарт оказания медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите С.[11]
Сила – в единстве
Для адекватной оценки достаточных количеств бюджетных средств, необходимых для обеспечения пациентов обоснованным и адресным противовирусным лечением, важен, прежде всего, тщательный учет пациентов, так как для правильной оценки финансовых затрат важно определить структуру заболеваемости по полу и возрасту, социальному статусу и другим факторам.
Достижение данной задачи возможно путем создания Регистра пациентов с вирусным гепатитом С. В настоящее время только в 38 субъектах РФ существуют регистры пациентов с хроническими вирусными гепатитами.[12] Поэтому важно разработать единый федеральный регистр для повышении качества и объемов противовирусного лечения за счет средств федерального или регионального бюджета, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №9 от 11.03.2013 «О мероприятиях, направленных на стабилизацию заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами в Российской Федерации» утверждено Положение о создании Общероссийского Регистра больных хроническими гепатитами В, С, Д, включение в который будет происходить на основании единых критериев.
Кроме того, в ближайшее время будет разработана государственная программа, посвященная проблеме острых и хронических вирусных гепатитов, в рамках которой планируют субсидирование современных методов диагностики и лечения острых и хронических вирусных гепатитов и их неблагоприятных исходов.
Таким образом, благодаря указанным государственным мероприятиям, можно будет получить полную информацию об общей популяции пациентов с вирусным гепатитом С, степени тяжести заболевания, и планировать по каждому конкретному пациенту объем медицинской помощи, и финансовые средства на ее оказание.
[1] http://www.epidemic.org/thefacts/theepidemic/worldPrevalence/
[3] Проблемы учета заболеваемости и смертности от хронического гепатита С в Российской Федерации. http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=82814
[4] Проблемы учета заболеваемости и смертности от хронического гепатита С в Российской Федерации. http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=82814
[5] Рекомендации общественных слушаний «Хронические вирусные гепатиты в Российской Федерации – проблема и пути ее решения», 29 ноября 2010 г. Москва.
[6] Анализ социально-экономического бремени гепатита С в России. http://www.hta-rus.ru/research-2-1/2-naliz-sotsialno-ekonomicheskogo-bremeni-gepatita-v-ossii/
[7] Рекомендации общественных слушаний «Хронические вирусные гепатиты в Российской Федерации – проблема и пути ее решения», 29 ноября 2010 г. Москва.
[8] Социально-экономическое бремя гепатита С: методология оценки и трудности расчета в Российской Федерации. http://medpro.ru/groups/sotsialnoekonomicheskoe_bremya_gepatita_s_metodologiya_otsenki_i_trudnosti_rascheta_v_rossiis
[9] Якушечкина Н. А., Н. Д. Ющук Н. Д., Знойко О. О. и др. Фармакоэкономическое обоснование применения телапревира в комбинированной противовирусной терапии у больных хроническим гепатитом С с выраженным фиброзом // Лечащий врач, – 2013.– № 5. http://www.lvrach.ru/2013/05/15435713/
[11] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. № 685н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите С».
[12] Рекомендации общественных слушаний «Хронические вирусные гепатиты в Российской Федерации – проблема и пути ее решения», 29 ноября 2010 г. Москва.