Recipe.Ru

Главный пульмонолог Минздрава: в лечении COVID-19 произошли большие метаморфозы

Главный пульмонолог Минздрава: в лечении COVID-19 произошли большие метаморфозы

Несмотря на продвижения в разработке препаратов против COVID-19, о которых регулярно сообщают СМИ, лекарств с однозначно доказанной эффективностью против нового коронавируса в настоящее время нет. Между тем, подходы в лечении коронавирусной инфекции за время борьбы с пандемией существенно изменились. Как именно – рассказал главный пульмонолог Минздрава РФ, заведующий кафедрой пульмонологии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, заведующий клиническим отделом ФГУ«НИИ Пульмонологии» ФМБА России Сергей Авдеев, выступая на круглом столе, организованном ИД «Аргументы и факты». Мероприятие было посвящено итогам пандемии и прошло в онлайн-формате.

Сегодня российские врачи руководствуются седьмой по счету версией клинических рекомендаций по лечению COVID-19. В ней уже нет того препарата, которым начинали лечить первых ковидных больных – рибавирина. По мнению профессора, в скором времени из документа уйдет и прославленный на весь мир Д. Трампом гидроксихлорохин, а с ним и другие аминохинолины.

«К их использованию были определённые предпосылки – они работали при SARS-1 при MERS. Об этом сообщало небольшое скандальное исследование с юга Франции, которое подстегнуло использование гидроксихлорохина во всем мире, — отметил врач. — А сегодня мы говорим, что, наверное, скоро мы исключим его из наших списков, в том числе из седьмой версии клинических рекомендаций, т.к. он не показал какой-либо эффективности. Так, в исследовании Recovery, недавно представленном нашими британскими коллегами, показана одинаковая летальность пациентов с гидроксихлорохином и без него. Лопинавир, ритонавир наверное тоже уйдут в связи с неэффективностью».

Недавно в России с большими надеждами был презентован противовирусный препарат фавипиравир. Это препарат, созданный в Японии порядка 20 лет назад для борьбы с гриппом, но как показали доклинические исследования, работает он и против SARS-CoV-2. Минздрав зарегистрировал отечественные препараты на основе этой молекулы— Авифавир и Коронавир и разрешил их применять в COVID-отделениях.

«Фавипиравир начинает использоваться все больше и чаще в России, т.к. у нас его производят сразу три фармкомпании. Но сведения о его эффективности, которые мы привыкли получать из источников доказательной медицины, здесь пока отсутствуют, — отметил Авдеев. — Идут исследования в России, Индии, США и Бразилии. Какую-то эффективность, хотя и не такую как нам бы хотелось, он имеет. На сегодняшний день у нас нет опубликованных результатов исследований, которые говорили бы, что этот препарат является эффективным при COVID-19. Тем не менее, в России он зарегистрирован как противовирусный препарат в отношении SARS-CoV-2».

По словам Авдеева, пересмотрено отношение к использованию в спасении тяжелых больных SARS-CoV-2 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) – в начале пандемии подключение к ИВЛ считалось главным жизнеспасающим фактором пациентов с высокой степенью поражения легких. С тех пор стало понятно: во всем мире летальность пациентов на ИВЛ чрезвычайно высока.

«Изначально действовала установка на раннюю интубацию пациентов. Сегодня ее уже нет, — сообщил спикер. — Мы все больше говорим о неинвазивной вентиляции легких и высокопоточной кислородотерапии. Потому что во всех странах мира летальность пациентов на ИВЛ чрезвычайно велика и составляет 50-88%. Это та статистика, которая не имеет значительных различий между странами».

Exit mobile version