Recipe.Ru

Гендиректор Sanofi покупает компании всю жизнь


Гендиректор Жан-Франсуа Деэк всегда любил покупать компании. Под руководством 64-летнего гендиректора Sanofi-Synthelabo приобрела уже более 300 фирм, встав вровень с мировыми фармацевтическими гигантами.
Теперь Деэк близок к самой своей главной покупке — Sanofi собирается поглотить своего более крупного конкурента Aventis. На этот раз Деэку придется запастись терпением.
В понедельник Sanofi-Synthelabo объявила о намерении приобрести за 48 млрд евро ($60,47 млрд) компанию Aventis, которая вдвое больше компании Деэка по объему продаж. В случае поглощения новая компания станет крупнейшим игроком на европейском фармацевтическом рынке и третьим в мире после американской Pfizer и британской GlaxoSmithKline.
Деэк сообщил, что отказался от идеи дружественного слияния, так как оно могло выродиться в бесконечные переговоры. Гендиректор решил опередить события: более крупные компании, по его мнению, сами хотят поглотить Sanofi, поэтому "мы решили действовать, а не ждать".
Впрочем, при необходимости Деэк ждать умеет. Когда в 1970-х гг. Sanofi скупала по всей Франции косметические и фармацевтические компании, Деэк всегда ценил результат, а не скорость.
Он не старался вмиг получить контроль над фирмой, иногда он покупал небольшой пакет акций и ждал годами, чтобы завершить поглощение, рассказывает Рене Сотье, один из основателей Sanofi. Тридцать лет и триста сделок спустя рядовая компания Sanofi превратилась в символ французской фармацевтики.
Деэку всегда помогала целеустремленность. Обладая двухметровым ростом и низким голосом, гендиректор Sanofi ведет за собой компанию, как опытный военачальник свою армию.
Но на переговорах с акционерами и руководством Aventis ему придется проявить качества дипломата. От Деэка ждут неопровержимых доказательств того, что объединение компаний пойдет на пользу им обеим. Пока ему не верят. Менеджмент Aventis настоятельно рекомендовал акционерам не продавать акции, поскольку, по их мнению, Sanofi занизила истинную стоимость компании.
Гендиректор Aventis Игорь Ландау согласен рассматривать более достойные предложения от других групп. Аналитики считают, что интерес к Aventis могут вскоре проявить GlaxoSmithKline и швейцарская Novartis.
Но Деэк не намерен сдаваться без боя. Позавчера с целью привлечения общественного интереса к сделке была опубликована реклама в ведущих французских изданиях. Картинка изображает больного ребенка — такой, по мнению Деэка, будет французская фармацевтика, если сделка не состоится. Деэк не хочет отдавать лидерство в отрасли ни англичанам, ни швейцарцам.
Наступательная тактика Деэка может сыграть злую шутку с самой Sanofi. Заявив о намерении купить Aventis, Sanofi вернулась на рынок слияний и поглощений и теперь сама рискует стать жертвой "захвата". И только от способности Деэка убеждать зависит, станет ли Aventis всеми силами отбиваться от сделки Sanofi либо речь пойдет о более выгодных условиях покупки.
К своему нынешнему посту Деэк шел долго. В отличие от многих других "капитанов бизнеса" он не заканчивал элитных гимназий и университетов. Он учился в обыкновенном институте на инженера, подрабатывая учителем математики. В конце 1960-х гг. Деэк пришел в нефтяной гигант Elf Aquitaine (сейчас компания входит в группу Total) и привлек внимание топ-менеджера Рене Сотье. В то время перед Сотье стояла задача диверсифицировать деятельность химического подразделения Elf Aquitaine, и Сотье пригласил Деэка помочь ему. В 1973 г. Elf создала дочернюю компанию — Sanofi, которую возглавили Сотье и Деэк.
Регистрируя фирму, они еще не знали, чем будут заниматься. Хотя кадров явно не хватало (в компании работало всего семь человек) , планы были грандиозные. По словам 80-летнего Сотье, который сегодня работает консультантом Sanofi, они с Деэком хотели заниматься решительно всем. Подумывали даже открыть бюро похоронных услуг.
В то время крупные холдинги были в моде, и Деэк стал формировать собственный. Sanofi покупала фирмы, работающие в фармацевтике, косметической и пищевой индустрии. В 1993 г. компания приобрела всемирно известную торговую марку Yves Saint Laurent. Но главной целью Деэка были фармацевтические и пищевые компании. "Наша сфера та же, что и у американского Агентства по контролю за продуктами питания и лекарствами", — шутил Деэк. Получив контроль над множеством компаний, он решил превратить Sanofi в лидера рынка лекарств. Sanofi приобрела фармацевтическое подразделение Eastman Kodak и договорилась о сотрудничестве с американскими фармацевтами из Bristol-Myers Squibb.
Для своих ученых Sanofi создала тепличные условия, чтобы те могли заниматься только наукой.
И такая политика начала приносить плоды. В 1996 г. на конференции кардиологов глава научно-исследовательского подразделения Sanofi Жерар Ле Фюр обнародовал результаты обследования 19 000 больных тромбозом. Ле Фюр доказал, что новое лекарство Sanofi — Plavix — способствует значительному улучшению состояния больных. Для Sanofi это означало победу на двух фронтах: серьезное научное достижение (тромбоз плохо поддается лечению) принесло компании огромную прибыль.
Plavix — второе по рентабельности лекарство Sanofi, а к 2006 г. общий объем ее продаж может достичь 6 млрд евро. По мнению Эндрю Пендрилла, аналитика банка ABN Amro, Plavix обеспечивает 30% текущей капитализации компании. Разумеется, нашлись и другие желающие заработать на Plavix — сейчас в судах США оспаривается патент Sanofi на производство этого лекарства. Некоторые аналитики считают, что именно это заставило Деэка сделать предложение Aventis. Но Деэк это категорически отрицает: "Такие действия не предпринимают, если нет контроля над ситуацией".
Успех Plavix позволил Деэку задуматься о новых покупках. Его выбор пал на французскую Synthelabo. В 1998 г. была создана вторая по величине фармацевтическая компания Франции, на которую сегодня работают более 33 000 человек и которая тратит на исследования и разработки около 1 млрд евро в год. Непрофильные виды бизнеса, включая производство косметики и товаров для животных, были проданы. После слияния с Synthelabo Деэк остался верен жесткому стилю руководства. Он заставил покинуть свой пост директора Synthelabo Эрве Герена, став единоличным лидером компании.
Деэк всегда любил быть среди первых. Он дружит с президентом Франции Жаком Шираком и всерьез намерен вывести Sanofi в лидеры мировой фармацевтики. Деэк заявляет, что в случае объединения Aventis и Sanofi новая компания станет "силой Европы".

Exit mobile version