Такое предложение внесла помощник Руководителя Администрации Президента РФ Екатерина Попова на заседания по вопросу совершенствования законодательной базы государственных закупок и формированию федеральной контрактной системы, состоявшемся 25 мая в ТПП РФ. По ее мнению, ФЗ 94 не обеспечивает равной конкуренции отечественных и импортных производителей.
Ее поддержал Генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев, отметивший несовершенство правоприменения законодательной базы в сфере госзакупок, которое не позволяет отечественным производителям участвовать в торгах. Доказательством этого послужили торги в Свердловской области, где в техническом задании к лоту были включены данные, описывающие требования к вспомогательному веществу, а именно отсутствие альбумина в препарате из субстанции эритропоэтина.
Таким образом, к участию в аукционе допускался лишь один препарат "Эпрекс", содержащий вместо альбумина полисорбат 80. Отечественный "Эральфон", в составе которого присутствует альбумин, автоматически исключался из аукциона.
Однако еще в 2009 году ФАС, опираясь на результаты клинических испытаний, проведенных в России и Великобритании, заявила о полной взаимозаменяемости препаратов "Эральфон" и "Эпрекс". Управление ФАС по Свердловской области и в 2011 году обратило внимание на факт дискриминации со стороны заказчика и смогло отстоять свою позицию в судебном порядке. После чего заказчик (Министерство здравоохранения Свердловской области) обжаловало решение в Арбитражном суде, ссылаясь на "объективную необходимость" закупки препарата, не содержащего альбумин.
Данный пример еще раз говорит о том, что политические заявления руководства страны об импортозамещении наталкиваются на сопротивление со стороны региональных профильных чиновников, что ставит под угрозу реализацию стратегии "Фарма-2020" и ФЦП. Виктор Дмитриев предложил сократить лоты до одного МНН, ввести стандартную форму техтребований при размещении заказа на поставку ЛС, исключающую излишнюю детализацию и включающую только МНН, форму выпуска, дозировку и количество активного вещества, обеспечить гарантию по объемам и цене со стороны поставщика. По мнению представителя отечественной фармотрасли, для выделения российских производителей достаточно обратить внимание на наличие производственной площадки в РФ, соответствующей стандартам GMP.
"В очередной раз заявления об импортозамещении и развитии отечественного фармпрома расходятся с реалиями. В Свердловской области планируется построить фармацевтический кластер, продукция которого сможет удовлетворить потребности пациентов данного региона. Однако гарантий того, что лекарства российского производства будут востребованы, нет. Надеемся, что совершенствование правоприменения ФЗ 94 будет способствовать улучшению сложившейся ситуации", — отметил Виктор Дмитриев.