Recipe.Ru

ФСТ предложила методику определения надбавок на ЖНВЛС

Государство продолжает планомерно выполнять программу по стабилизации ситуации с ценообразованием на фармрынке. В распоряжении «ФВ» оказался проект методики определения предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей для списка ЖНВЛС, подготовленный Федеральной службой по тарифам (ФСТ) согласно постановлению правительства от № 654 «О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС». Согласно методике, размер надбавок будет устанавливаться исходя из предоставленных самими аптеками и дистрибьюторами данных об их финансово-хозяйственной деятельности. Однако в документе не объясняется, каким образом из общей массы будут отбираться дистрибуторы и аптеки, обязанные предоставлять соответствующие сведения. Аналитики считают, что даже если в ФСТ пропишут эту процедуру, решить вопрос с предоставлением достоверной финансовой информации у чиновников не получится: заметное число аптек и оптовых компаний аффилировано с представителями региональных властей, а значит, эти расчеты вряд ли будут объективными. Между тем удар по рынку в случае принятия методики на вооружение может оказаться серьезным. К вероятным последствиям эксперты относят как искусственный дефицит ЖНВЛС в рознице, так и сокращение числа оптовых игроков.

В распоряжении «ФВ» оказался вариант методики определения предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам  производителей для списка ЖНВЛС, подготовленный Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Документ закрепляет принципы, уже не раз озвученные чиновниками: оптовая и розничная надбавки применяются только к фактической отпускной цене производителя, не превышающей зарегистрированную, сумма надбавок всех оптовиков не должна превышать предельную оптовую надбавку, а реализовывать ЖНВЛС оптовики смогут только при наличии протокола согласования цен поставки.

По мнению ФСТ, при расчете надбавок региональные власти должны  стимулировать развитие прямых хозяйственных связей между производителями  и потребителями (как оптовыми организациями, так и аптечными учреждениями), в том числе сокращение числа оптовиков. «Если методика будет утверждена в том виде, котором она предлагается сейчас, то, скорее всего, действительно произойдет значительное сокращение числа оптовых компаний, — отмечает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов. — Сам по себе этот факт для рынка в социальном отношении позитивен: чем меньше посредников, тем ниже конечная цена. Главное,  чтобы на этом этапе не выпали те звенья цепи, без которых доставка товара в принципе будет невозможна — например, при поставке медикаментов в труднодоступные регионы».

Надбавки будут устанавливаться на основании данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности аптек и региональных дистрибьюторов, а также исходя из уровня оптовых надбавок  федеральных дистрибьюторов, работающих в каждом конкретном регионе. Чтобы отобрать пул аптек и дистрибьюторов, которые будут обязанные предоставлять данные о своей финансовой деятельности, ФСТ предлагает региональным властям такие критерии, как доля ЖНВЛС в общем объеме реализации, наибольший и  средний уровень расходов на реализацию одной упаковки ЖНВЛС и пр. «Тот факт, что данные будут поступать непосредственно от организаций, задействованных в продаже ЛС, не пойдет на пользу методике расчета, поскольку многие региональные фармкомпании аффилированы с теми или иными представителями региональной власти, нередко находятся в собственности чиновников или их родственников. Это ставит под сомнение объективность расчетов, — говорит Николай Беспалов. — Остается также неясным, как будут отбираться из общей массы оптовики  и аптеки, обязанные предоставлять информацию». По мнению аналитика, чтобы получить объективную картину, нужно учитывать позиции компаний на рынке,  поэтому для создания справедливой модели расчетов, необходимо привлекать не местные органы исполнительной власти, а независимый источник информации.

Для расчета размера надбавок аптеки и дистрибьюторы должны будут предоставить данные о доходах от реализации товаров, стоимости и количестве реализованных товаров в ценах приобретения, валовой прибыли, расходах на реализацию товаров (издержках обращения), внереализационных расходах и доходах,  прибыли или убытке до налогообложения, стоимости и количестве товаров в очередном периоде регулирования. Организации должны будут показать  доходы  и расходы раздельно по всем видам деятельности, однако доходы и расходы по нерегулируемым видам деятельности при расчете надбавок учитываться не будут.

ФСТ также предлагает региональным властям дифференцировать средневзвешенные оптовые и розничные надбавки в зависимости от стоимости ЖНВЛС и с учетом региональных особенностей и структуры потребления препаратов в каждом регионе. Дифференциация надбавок будет осуществляться по четырем ценовым группам —  до 50,  от 50 до 300, от 300 до 1 тыс. и свыше 1 тыс. рублей. Чтобы предотвратить  значительный рост цен на препараты в ценовых  группах до 300 рублей, методика допускает «расчетное перераспределение сумм валовой прибыли, необходимой для возмещения расходов по реализации ЖНВЛС в этих ценовых группах на ценовые группы с более высокой доходностью». «Просто уровень наценки на дешевые препараты будет ниже необходимого для покрытия расходов, но эту разницу можно будет компенсировать за счет более дорогих препаратов», — поясняет Николай Беспалов.

В случае принятия проекта ФСТ в нынешнем виде на фармрынке может быть создан искусственный дефицит ЖНВЛС. По данным розничного аудита ЦМИ «Фармэксперт» за первое полугодие 2009 г., ЖНВЛС занимают более 43% от объема фармрынка в денежном выражении. При этом в методике нет упоминания о минимальной прибыли для фармкомпаний. Аналитики считают, что дистрибьюторам будет не интересно работать с ассортиментом, не приносящим прибыль,  и они перестанут отгружать его в аптеки. «При значительном ужесточении ценообразования  возникнет дефицит ЖНВЛС. Если цены на OTC-препараты никак не  будут регулироваться, то аптеки будут отыгрываться на этом сегменте, а значит, вероятность дефицита снизится. Если зарегулировано будет все, то зарабатывать фармкомпаниям будет не на чем», — считает генеральный директор DSM Group Александр Кузин, отмечая, что 70% оборота аптек приходится на лекарства и заработать на парафармацевтике они не смогут.

При установлении надбавок на следующий год, говорится в документе, органы исполнительной власти должны проводить анализ влияния установленных ими надбавок как на доступность препаратов для населения, так и на финансовое состояние аптек и дистрибьюторов. Пересмотр уровня надбавок смогут инициировать не только региональные власти, но и аптеки и дистрибьюторы.

У участников фармрынка в запасе осталось четыре месяца, чтобы повлиять на судьбу надбавок. Это время отведено ФСТ в постановлении Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС» на разработку методики и ее утверждение по согласованию с Минздравсоцразвития и Минпромторгом. К обсуждению проекта ФСТ будут привлечены и участники рынка.

Впрочем, наладить  плотное взаимодействие по ценообразованию фармкомпаниям следует не только с ФСТ. До конца текущего года также должна быть подготовлена методика определения отпускной цены производителя, разработкой которой занимается Минздравсоцразвития.

Марина Савченкова
ЖНВЛС надбавка ФТС

Государство продолжает планомерно выполнять программу по стабилизации ситуации с ценообразованием на фармрынке. В распоряжении «ФВ» оказался проект методики определения предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей для списка ЖНВЛС, подготовленный Федеральной службой по тарифам (ФСТ) согласно постановлению правительства от № 654 «О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС». Согласно методике, размер надбавок будет устанавливаться исходя из предоставленных самими аптеками и дистрибьюторами данных об их финансово-хозяйственной деятельности. Однако в документе не объясняется, каким образом из общей массы будут отбираться дистрибуторы и аптеки, обязанные предоставлять соответствующие сведения. Аналитики считают, что даже если в ФСТ пропишут эту процедуру, решить вопрос с предоставлением достоверной финансовой информации у чиновников не получится: заметное число аптек и оптовых компаний аффилировано с представителями региональных властей, а значит, эти расчеты вряд ли будут объективными. Между тем удар по рынку в случае принятия методики на вооружение может оказаться серьезным. К вероятным последствиям эксперты относят как искусственный дефицит ЖНВЛС в рознице, так и сокращение числа оптовых игроков.

В распоряжении «ФВ» оказался вариант методики определения предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам  производителей для списка ЖНВЛС, подготовленный Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Документ закрепляет принципы, уже не раз озвученные чиновниками: оптовая и розничная надбавки применяются только к фактической отпускной цене производителя, не превышающей зарегистрированную, сумма надбавок всех оптовиков не должна превышать предельную оптовую надбавку, а реализовывать ЖНВЛС оптовики смогут только при наличии протокола согласования цен поставки.

По мнению ФСТ, при расчете надбавок региональные власти должны  стимулировать развитие прямых хозяйственных связей между производителями  и потребителями (как оптовыми организациями, так и аптечными учреждениями), в том числе сокращение числа оптовиков. «Если методика будет утверждена в том виде, котором она предлагается сейчас, то, скорее всего, действительно произойдет значительное сокращение числа оптовых компаний, — отмечает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов. — Сам по себе этот факт для рынка в социальном отношении позитивен: чем меньше посредников, тем ниже конечная цена. Главное,  чтобы на этом этапе не выпали те звенья цепи, без которых доставка товара в принципе будет невозможна — например, при поставке медикаментов в труднодоступные регионы».

Надбавки будут устанавливаться на основании данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности аптек и региональных дистрибьюторов, а также исходя из уровня оптовых надбавок  федеральных дистрибьюторов, работающих в каждом конкретном регионе. Чтобы отобрать пул аптек и дистрибьюторов, которые будут обязанные предоставлять данные о своей финансовой деятельности, ФСТ предлагает региональным властям такие критерии, как доля ЖНВЛС в общем объеме реализации, наибольший и  средний уровень расходов на реализацию одной упаковки ЖНВЛС и пр. «Тот факт, что данные будут поступать непосредственно от организаций, задействованных в продаже ЛС, не пойдет на пользу методике расчета, поскольку многие региональные фармкомпании аффилированы с теми или иными представителями региональной власти, нередко находятся в собственности чиновников или их родственников. Это ставит под сомнение объективность расчетов, — говорит Николай Беспалов. — Остается также неясным, как будут отбираться из общей массы оптовики  и аптеки, обязанные предоставлять информацию». По мнению аналитика, чтобы получить объективную картину, нужно учитывать позиции компаний на рынке,  поэтому для создания справедливой модели расчетов, необходимо привлекать не местные органы исполнительной власти, а независимый источник информации.

Для расчета размера надбавок аптеки и дистрибьюторы должны будут предоставить данные о доходах от реализации товаров, стоимости и количестве реализованных товаров в ценах приобретения, валовой прибыли, расходах на реализацию товаров (издержках обращения), внереализационных расходах и доходах,  прибыли или убытке до налогообложения, стоимости и количестве товаров в очередном периоде регулирования. Организации должны будут показать  доходы  и расходы раздельно по всем видам деятельности, однако доходы и расходы по нерегулируемым видам деятельности при расчете надбавок учитываться не будут.

ФСТ также предлагает региональным властям дифференцировать средневзвешенные оптовые и розничные надбавки в зависимости от стоимости ЖНВЛС и с учетом региональных особенностей и структуры потребления препаратов в каждом регионе. Дифференциация надбавок будет осуществляться по четырем ценовым группам —  до 50,  от 50 до 300, от 300 до 1 тыс. и свыше 1 тыс. рублей. Чтобы предотвратить  значительный рост цен на препараты в ценовых  группах до 300 рублей, методика допускает «расчетное перераспределение сумм валовой прибыли, необходимой для возмещения расходов по реализации ЖНВЛС в этих ценовых группах на ценовые группы с более высокой доходностью». «Просто уровень наценки на дешевые препараты будет ниже необходимого для покрытия расходов, но эту разницу можно будет компенсировать за счет более дорогих препаратов», — поясняет Николай Беспалов.

В случае принятия проекта ФСТ в нынешнем виде на фармрынке может быть создан искусственный дефицит ЖНВЛС. По данным розничного аудита ЦМИ «Фармэксперт» за первое полугодие 2009 г., ЖНВЛС занимают более 43% от объема фармрынка в денежном выражении. При этом в методике нет упоминания о минимальной прибыли для фармкомпаний. Аналитики считают, что дистрибьюторам будет не интересно работать с ассортиментом, не приносящим прибыль,  и они перестанут отгружать его в аптеки. «При значительном ужесточении ценообразования  возникнет дефицит ЖНВЛС. Если цены на OTC-препараты никак не  будут регулироваться, то аптеки будут отыгрываться на этом сегменте, а значит, вероятность дефицита снизится. Если зарегулировано будет все, то зарабатывать фармкомпаниям будет не на чем», — считает генеральный директор DSM Group Александр Кузин, отмечая, что 70% оборота аптек приходится на лекарства и заработать на парафармацевтике они не смогут.

При установлении надбавок на следующий год, говорится в документе, органы исполнительной власти должны проводить анализ влияния установленных ими надбавок как на доступность препаратов для населения, так и на финансовое состояние аптек и дистрибьюторов. Пересмотр уровня надбавок смогут инициировать не только региональные власти, но и аптеки и дистрибьюторы.

У участников фармрынка в запасе осталось четыре месяца, чтобы повлиять на судьбу надбавок. Это время отведено ФСТ в постановлении Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС» на разработку методики и ее утверждение по согласованию с Минздравсоцразвития и Минпромторгом. К обсуждению проекта ФСТ будут привлечены и участники рынка.

Впрочем, наладить  плотное взаимодействие по ценообразованию фармкомпаниям следует не только с ФСТ. До конца текущего года также должна быть подготовлена методика определения отпускной цены производителя, разработкой которой занимается Минздравсоцразвития.

Марина Савченкова
ЖНВЛС надбавка ФТС
Exit mobile version