Отсутствие статистически достоверных данных по заболеваемости населения рискует сделать любую модель лекарственного возмещения дефицитной.
ФАС России опубликовала информацию с закрытого совещания «Модернизация системы лекарственного обеспечения: потребность, доступность и рациональность», прошедшего в рамках Гайдаровского форума. Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал о степени готовности страны к проведению пилотных проектов по лекарственному возмещению, а также о тех проблемах, которые необходимо решить для их реализации.
Нормативная база не готова к проведению пилотов
По его словам, в РФ отсутствует нормативная база, которая бы обеспечила проведение пилотных проектов по лекарственному обеспечению на федеральном и региональном уровнях, что предусмотрено поручением Президента РФ № Пр-2420 от 17.12.18. В то же время лекарственное обеспечение пациентов, перенесших ОССЗ, которое сейчас реализуется по поручению Правительства РФ о федеральном бюджете на 2020 год, предусматривает расходование бюджетных средств только в рамках Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а никак не в рамках пилотных проектов.
Представитель ФАС отметил, что на федеральном уровне нет понимания, каким образом будут реализованы модели лекарственного возмещения, а также отсутствуют нормативно-правовые акты, которые бы обеспечивали соответствующие «изъятия» из 44-ФЗ, необходимые на период проведения пилотных проектов, поэтому регионы не могут реализовать эти поручения.
Финансирование, цифровизация и достоверные данные
Помимо нормативного сопровождения, одним из важнейших условий для реализации пилотного проекта является финансирование. ФАС проанализировала соответствие бюджета, который был выделен на проект по лекарственному обеспечению людей, перенесших ОССЗ, реальной потребности пациентов в препаратах.
Ведомство пришло к выводу, что расчеты, произведенные ФБГУ «НМИЦ Кардиологии» МЗ РФ, предполагают серьезный дефицит средств на его реализацию. Более того, институт утверждает, что 788 тыс. пациентов с ОССЗ – это «оценочное количество людей, на которых должна распространиться программа возмещения лекарственных препаратов».
«Очевидно, что нужно использовать какие-то другие цифры, более устойчивые для оценки бюджетов. Кроме того, мы считаем, что НМИЦ, для того чтобы сбалансировать эти цифры, необоснованно сокращает потребность на 40% от фактических данных и не предусматривает ее увеличение», – говорит Нижегородцев.
Антимонопольное ведомство пришло к выводу, что отсутствие статистически достоверных данных по заболеваемости населения рискует сделать любую модель лекарственного возмещения дефицитной.
Еще одна проблема, которую выявила ФАС, связана с отсутствием развитой цифровой инфраструктуры в здравоохранении. В частности, речь идет о наличии системы выписки и движения электронных рецептов от лечащего врача до аптеки и обратно.
Три модели лекарственного обеспечения
На основе данных НМИЦ ФАС провела расчеты, сравнив расходы государства и пациента на разные модели лекарственного обеспечения людей, перенесших острые сердечно-сосудистые заболевания. Первая модель предусматривает 100% обеспечение пациентов самыми недорогими лекарствами на бесплатной основе. Вторая модель предполагает бесплатное обеспечение пациентов лекарственными препаратами по медианной цене, в которую попадают практически все производители, заявленные в рамках программы по сердечно-сосудистым заболеваниям. Последняя — софинансирование, когда государство оплачивает пациенту 50% от цены регистрации препарата.
«Антимонопольное ведомство пришло к выводу, что разница в средствах, которые требуются на реализацию этих трех моделей, критически не значима, она в среднем составила 15%», — пояснил представитель ФАС России.
Кроме того, в ходе анализа ФАС также пришла к выводу, что наиболее обоснованным с точки зрения возможных экономических, эпидемиологических и административных эффектов является медианный способ определения цены. Он позволяет участвовать в пилотном проекте большому количеству фармпроизводителей, снижает риски дефектуры, увеличивает возможность выбора лекарств для пациентов и участников оптового звена, а также позволяет бесплатно обеспечивать пациентов, в том числе, дорогими оригинальными препаратами.
Для того, чтобы запустить пилотные проекты с разными моделями лекарственного обеспечения, необходимо решить несколько крупных задач. Во-первых, нужно обеспечить проекты нормативной базой. Кроме того, необходимо провести консервативную оценку количества пациентов и соответствующих бюджетов.
Далее, по мнению ведомства, необходимо разработать для всех регионов точки сравнения эффективности проведения пилотного проекта. Также пилотный проект необходимо проводить не более чем в 2-5 регионах, при этом он должен охватывать весь регион полностью, а не отдельно взятые районы.
Участники пилотного проекта должны гарантировать наличие развитой информационной системы, а также оперативное принятие региональной нормативной базы для его запуска.
«Более того, должна быть обеспечена гарантия со стороны региональных бюджетов в случае дефицита выделенных средств из федерального. А он может возникнуть, потому, что до тех пор, пока эта система не устоится, сложно точно определить популяцию, на которую будет распространяться этот эксперимент со всеми издержкам», — подытожил Нижегородцев.