Сегодняшнее фармобразование формирует навыки «прошлого», а не будущего, готовит к реальности, которой уже не будет, констатировала заместитель директора по научной работе Института трансляционной медицины и биотехнологии, зав. кафедрой промышленной фармации Первого МГМУ им. Сеченова Наталья Пятигорская, выступая 12 ноября на всероссийской конференции, посвященной развитию кадрового потенциала фармацевтической отрасли.
Подробнее: https://pharmvestnik.ru/content/news/Farmsoobshestvo-vzyalos-za-operejaushuu-podgotovku-kadrov-dlya-perspektivnogo-razvitiya-otrasli.html» data-thanx=»true»>
По ее словам, процесс модернизации образования должен соответствовать требованиям будущего.
«Мы не можем научить людей грамотно общаться с новой информационной средой и информационными коммуникационными технологиями если не будем включать их в учебный процесс, – отметила спикер. – Мы не можем вырастить инновационного специалиста, если не будем обмениваться возможностями, так как даже у лидеров не хватает компетенций для побед на глобальном рынке. Поэтому призываю всех взаимодействовать. Не надо быть вузами-одиночками – надо выступать консорциумами. Образовательные процессы и форматы нужно переосмыслить, чтобы они соответствовали требованиям будущего и могли обеспечить развитие человека 21 века».
Усилия академического сообщества направлены сегодня на создание образовательных программ, которые должны лечь в основу системы многоуровневой опережающей подготовки кадров для перспективного развития фармотрасли.
На базе профессиональных стандартов разрабатываются модели компетенций, по которым станут учить и оценивать будущих специалистов.
По словам Натальи Пятигорской, основные проблемы модернизации образования связаны со сложной системой законодательства, мешающей взаимодействию с работодателями (речь идет о базовых кафедрах вузов на фармпроизводствах), а также сетевой реализации образовательных программ. Сложностей добавляют и значительные различия в подготовленности профессорско-преподавательского состава. Нет широкого опыта взаимодействия между вузами, а также единой информационной платформы, где можно было бы собрать все наработанное за предыдущие годы для использования в системе опережающей подготовки кадров.
Анализ результатов работы по формированию моделей компетенций показывает, что они часто подменяются личностными качествами. Еще одна проблема – не учитываются профессиональные стандарты.
«Моделирование должно идти от результата, – сказала Наталья Пятигорская. – Индикаторы достижения компетенций не должны быть придуманы образовательными организациями – они должны прослеживаться от профессиональных стандартов».
